Главная · Массаж и ЛФК · Характеристика остапа и андрия характер. "Тарас Бульба": сравнительная характеристика Остапа и Андрея. Внешность младшего сына

Характеристика остапа и андрия характер. "Тарас Бульба": сравнительная характеристика Остапа и Андрея. Внешность младшего сына

Тема: «Две жизни, две судьбы».
(сопоставительная характеристика Остапа и Андрия, героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).

Цели урока:

    Образовательные: учить составлять характеристику героя и находить средства ее раскрытия;

    Развивающие : учить работать с таблицей, самостоятельно работать с учебником, учить мыслить, сравнивать, делать выводы;

    развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию;

    Воспитательные : воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;

    учиться толерантности.

Задачи урока:

1. Развить понятие о литературном герое

2. Показать особенности изображении человека в повести

Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

3. Помочь ученикам осмыслить своеобразие конфликта в повести.

4. Прививать навыки самостоятельной работы с текстом.

5. Совершенствовать навыки анализа текста.

6. Развивать устную речь учащихся.

7. На примере повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» воспитывать

чувства патриотизма, ответственности за свои поступки,

товарищества.

8. Учащиеся должны понять, что писатель с помощью различных

литературных приёмов показывает читателю, что нельзя

выносить однозначное и бескомпромиссное суждение о человеке.

Оборудование:

1. Тексты повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

2. Сопоставительная таблица «Характеристика Остапа и Андрия».

3. Мультимедийный проектор.

4. Экран.

5. Презентация по теме «Характеристика литературного героя».

6. Музыка для релаксации.

Ход урока:

Этапы урока

Примечания

1

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2

Изучение нового материала.

Объявление темы и целей урока.

Прежде, чем мы запишем тему урока, я хочу, чтобы вы отгадали, чей это образ?

<…> <…>

-Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…>

Как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить на уроке? Какая тема урока? (Отвечают)

Тема нашего урока сегодня «Две жизни, две судьбы». Запишите число, тему. А какие задачи мы поставим на урок?

Сопоставить главных героев повести;

Найти, в чём сходство и отличие братьев;

Ответим на проблемный вопрос - почему Андрий изменил Отчизне? На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока.

Слайды 1, 2, 3

Читает 1 ученик

Читает 2 ученик

Запись числа, темы

3

Мы узнаем о герое повести по его поступкам, из рассказов автора.

А давайте вспомним с вами - Что такое патриотизм? Кого мы называем патриотом? Кого вы знаете из истории? Кто пожертвовал жизнью ради родины? Какой войне посвятил Н.В.Гоголь свою повесть?

Кто такой литературный герой? Что такое образ? Обратимся к словарю. У вас на столе лежит словарь литературоведческих терминов. Найдите определение, что такое литературный герой? Что такое образ?

Литературный герой – это действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Образ – законченное целое, совокупность всех характеристик и поступков

При характеристике мы должны будем обратить внимание на общие черты героев и различия между ними , зачитывать фрагменты текста. Характеристику будем оформлять в виде таблицы. План таблицы лежит у вас нас столах.

Запись в тетради.

Составление таблицы.

1 группа: характеристика Остапа.

2 группа: характеристика Андрия.

План таблицы:

1. Внешность.

2. Отношение к учёбе?

3. Характер?

4. Юношеские мечты?

5. Поведение во время боя?

6. Отношение к товариществу?

7. Близость к родителям?

8. Отношение к личному счастью?

9. Черты сходства?

10. Черты отличия?

Работа в группах

Сопоставительные признаки

Остап

Андрий

1)внешность

«…два дюжие молодца, еще смотревшие семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были

не касалась бритва».

исподлобья, как недавно

выпущенные семинаристы,

покрыты первым пухом волос,

которого еще не касалась бритва».

2)отношение к учебе

«…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». Тарас пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.

«Он учился охотнее и без напряжения…

Он был более изобретателен, нежели

его брат…»

3)характер

Внешне суров, сдержан, но в душе отзывчив. Ясный ум, сильная воля, честность, мужество, сдержанность.

Чувствительный, нежный, но

мало отзывчивый.

4)юношеские мечты

Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь.

С одной стороны кипел

жаждою подвига, но иногда

любил помечтать и

побродить в одиночестве по

улицам Киева.

5)поведение во время боя

Патриотизм, ненависть к врагу, героизм.

Хвастливость, предательство.

6)отношение к товариществу

До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем.

Предал товарищей, увидев

голод, нищету, страдания людей

осаждаемого города; легкомыслие, бесцельность жизни.

7) близость к родителям

Ближе к отцу

Ближе к матери

8)отношение к личному счастью

Никогда не стремился к личному счастью.

Мечтал о личном счастье.

9)черты сходства

Одна семья; окружение; воспитание

10)черты отличия

Внешность, характер, поведение в бою; отношение к людям, последний день жизни.

Релаксация.

Представьте «Любимое место отдыха» - музыка для релаксации.

Ребята занимают удобную позу, по желанию могут закрыть глаза и под музыку представить любимое место отдыха. Музыка затихает, школьники возвращаются в привычное состояние, и отдохнувшие, продолжают работать на уроке.

Проверка таблицы.

Обсуждение проблемного вопроса.

Почему Андрий идет в осажденный город?

Почему юноша предал отчизну?

Изменил ли себе герой?

(Слайд 7)

Какими качествами должен обладать человек, который любит свою родину, который верен ей?

Запишите в тетради ключевые слова, с которыми у вас ассоциируются образы Остапа и Андрия?

Учащиеся отвечают:

У Андрия ожили чувства к девушке и заслонили разум, данный выбор неизбежно ведет к предательству.

Андрий не только любит полячку, но и чувствует перед ней «благоговейную боязнь»; он теряет волю и уже не принадлежит себе – готов погубить себя ради любви. А значит, юноша готов пожертвовать всем: семьей, верой, товарищами, земляками. Я считаю, что он изменил Родине, так как любил безрассудно…

Андрий вступил в трагический конфликт со всеми, но он не изменил себе, это выбор, ставший трагедией; этот конфликт не мог разрешиться иначе, чем смертью героя.

Вывод по теме урока: Гоголь осуждает Андрия за измену Родине. Андрий умирает, по словам автора, « бесславно, как подлая собака». Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Гоголь рисует его как былинного богатыря, защитника Родины, сравнивает со львом, говорит, что ему « на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за Родину.

Рефлексия.

Каким было преобладающее настроение?

Какой герой вам более близок и почему?

Какие выводы вы сможете применить в современной жизни? (Слайд 8)

Семиклассники по желанию отвечают на вопросы.

Самооценка. Заполнить карточки.

Заполняют.

Домашнее задание. На выбор

    Письменно ответить на вопрос:

Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами?

    Нарисовать рисунки: образ Остапа или Андрия.

    Стр. 210 вопрос № 3.(устно)

«Моя самооценка и оценка работы группы»

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я внёс свой вклад в работу группы?

Я чувствовал поддержку своей группы?

В моей группе было интересно и познавательно работать?

Сопоставительные признаки

Остап

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

Сопоставительные признаки

Андрий

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

-"Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы <…> А он между тем, объятый пылом и жаром битвы <…> понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае (Андрий)

Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…> Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва".(Остап)

Главными героями повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» являются сыновья Тараса — Остап и Андрий.

Братья-герои сильно отличаются друг от друга: у Остапа характер был суров, он не прощал оскорблений, а Андрий учился легко, ценил красоту, не был равнодушным к противоположному полу, отчего и пострадал.

Николай Васильевич так описывал братьев: «Два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица из были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва».

Андрий охотно учился в семинарии, был послушным учеником. Остап же был полной противоположностью своего брата: он сбегал из семинария, несколько раз закапывал свой букварь, за что его высекали. Позже он стал вести себя примерней, но от наказаний не избавился.

Остап считается верным товарищем, он прост и одновременно справедлив по отношению к другим. «Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал». Из этого становится ясно, что Остап во многом похож на своего отца — он также мало привязан к мирной жизни, поэтому с легкостью готов оставить ее ради сражений. Единственное, что расстраивало и трогало его — это слезы матери.

Андрий же любил свою мать и сильно привязан к спокойной жизни. Он был предан любви, из-за которой совершает преступление — переходит на сторону врага.

«А что мне отец, товарищи и отчизна? — сказал Андрий, встряхнув быстро головою и выпрямив весь прямой, как надречная осокорь, стан свой. — Так если ж так, так вот что: нет у меня никого!»

В Сечи были суровые нравы. Там ничему не учили, кроме дисциплины, иногда стреляли в цель и ездили на лошадях, изредка ходили на охоту. «Казак и спать любит под вольным небом, чтобы не низкий потолок избы, а звездный полог был над его головой, и не было больше чести для казака, чем постоять за свою волю, не было другого закона, кроме боевого товарищества.»

И на Сечи братья были совершенно разными. Казаки приняли их как равных. Остап в битве был спокоен, расчетлив, хладнокровен, предусмотрителен, умел рассчитать грозившую ему опасность Андрий же с головой бросался в драку, забывая обо всем. Он наслаждался битвой, без страха несся в самое пекло. Тарас Бульба как никогда гордился своими сыновьями. Про Остапа он говорил, что из него получится «Добре. Добре полковник», а из Андрия «Тоже добре, не Остап, но добре вояка».

Значительно изменил их судьбу приезд домой, когда отец сразу же их отправил в Запорожье. Они стали не только обученными знаниям, но и хорошими воинами, имеющими свой стиль боя.

Но можно считать, что надежды Тараса на сыновей не оправдались. Отец мечтал, что старший сын Остап будет «добрым полковником», а младший — Андрий — «добрым воякою». Однако этим словам не суждено было сбыться. Остап не успел стать полковником, хоть и показал себя мужественным казаком. Его захватили в плен поляки и казнили в Варшаве. Сын Андрий стал хорошим воякой, но на стороне врага. Его же сам Тарас и убил, произнеся великие и страшные слова: «Я тебя породил, я тебя и убью!»

Гоголь с большой любовью описывает и Остапа, и Андрия, и Тараса. Его повесть звучит как гимн отчизне, героизму соотечественников. Андрий ради своих чувства не побоялся отказаться от своей веры, семьи и пошел против отчизны. Остап вызывает уважение своей преданностью к общему делу, непоколебимой верой и стойкостью.

Герои «Тараса Бульбы» воспринимаются как былинные богатыри: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу».

Повесть «Тарас Бульба» была написана Н.В. Гоголем в 1835 году. Его интерес к истории Украины (Малороссии), а именно борьба запорожских казаков за независимость от поляков, и побудили Гоголя написать эту повесть. Его отношение к роли украинцев в политической и культурной жизни России было неоднозначным.
Но повесть «Тарас Бульба» — одно из любимых произведений Гоголя, где он показал, что главной силой в свершении исторических событий может выступить народ. Сам писатель написал о повести: «Тогда было поэтическое время, когда все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем».
Знание национального характера казаков, их обычаи помогли Гоголю создать яркие и выразительные образы героев. Семья Тараса Бульбы и стала этим примером. показал нравы и обычаи запорожского казачества тех лет.
Главный герой Тарас Бульба не был бедным и мог отправить своих детей учиться. Он считал, что дети должны быть образованными и сильными. В Сечи были суровые нравы. Запорожские казаки учили своих детей дисциплине, стрельбе и езде на лошадях. Но около матери они такими не будут.
Два сына Тараса Бульбы, которые были воспитаны в одинаковых условиях, совершенно разные типы. Трудно давалась учеба Остапу. Он неоднократно сбегал из бурсы. Его пороли и опять заставляли учиться. Испугавшись угроз отца, что его отдадут в монастырь, Остап решил учиться, но розги ему все-таки доставались.
По характеру Остап был добрым, прямодушным и в то же время суровым и твердым. Он никогда не «предводительствовал другими» и был хорошим товарищем. А в дерзких предприятиях и затеях всегда был первым, и, если что, брал всю вину на себя.
Остап, воспитанный на традициях Запорожской Сечи, всегда чтил их и всегда мечтал стать продолжателем этих традиций. Как и его отец, Остап считает, что защищать Родину — это его долг, поэтому для него нет выбора, кем он будет. Остап знает, что его дело — дело воина.
Андрий же был совершенной противоположностью брату. Учился охотно и без напряжения, но был более чувственный, романтичнее и мягче брата. В отличие от Остапа любил поверховодить друзьями, его тянуло на подвиги. С другой же стороны, Андрий испытывал какие-то другие чувства, и он уходил от друзей и бродил один.
Попав на Сечь вслед за отцом, они скоро начали выделяться «между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем». Отец радовался, что воспитал сыновей под стать себе.
«Ей-ей, будет добрый полковник, — восхищался сыном старый Тарас. — Да еще такой, что батька за пояс заткнет». Так говорил Тарас о старшем сыне.
Остап — это воплощение отваги, мужества, любви к Родине, близким и родным людям. Эти качества всегда присущи самоотверженным защитникам своей отчизны, и многие казаки обладали этими качествами. Каждый из них, рискуя собственной жизнью, старался прийти на выручку товарищу.
Не зря его отец Тарас Бульба, обращаясь к своим воинам, сказал: «Нет уз святее товарищества». Он призывал защищать не только свой народ, но и всех христиан. И Остап, воспитанный своим отцом в традициях своего народа, не склонившего голову перед захватчиками, не посрамил его честь и не уронил свою. Он сражался, как герой, рядом со своим отцом и, погибая, хотел, чтобы отец видел — Остап не стал предателем. Он вынес все нечеловеческие пытки, но не дрогнул.
Сравнивая Андрия со старшим братом, мы считаем его предателем. Его образ стоит обособленно, но от этого его судьба не менее трагична. Андрий сражался так же отчаянно, как и брат, но без какого-либо расчета. Он совершал поступки, руководствуясь только «запальчивым увлечением». Но судьба распорядилась иначе. Любовь к польской панночке сделала младшего сына Тараса Бульбы предателем. Такого не смог простить Тарас своему сыну. Ничто не может искупить измену, а оправдать тем более. Такого позора, как предательство сына, Тарас Бульба не смог вынести. Андрия казнил сам отец, сказав перед этим: «Я тебя породил, я тебя и убью».
Показывая двух братьев в своей повести

Повесть «Тарас Бульба» — одно из самых известных произведений Н. В. Гоголя. Оно было задумано как крупномасштабная историческая картина, отображающая противостояние запорожского казачества и польской шляхты. Центральными персонажами повести стали один из руководителей казачьего движения Тарас Бульба и двое его сыновей: Остап и Андрий.

Кто такие Остап и Андрий

Остап – литературный персонаж повести «Тарас Бульба», старший сын казачьего атамана, разделивший с отцом и возглавляемым им войском сложную судьбу борцов против польского порабощения.
Андрий – младший сын Тараса Бульбы, который из-за любви к женщине предал дело отца и перешел на сторону врага. За предательство Андрий поплатился жизнью.

Сравнение Остапа и Андрия

В чем же разница между Остапом и Андрием?
Эти персонажи не были задуманы Н. В. Гоголем как антагонисты. Их детство прошло под нежной материнской опекой. Привязанность к матери Андрий сохранил на всю жизнь.
В подростковом возрасте оба сына Тараса Бульбы поступили на обучение в семинарию. В это время стало отчетливо проявляться различие в чертах их характеров.
Андрий обладал веселым нравом, легко сходился с товарищами по учебе, так же легко усваивал премудрости науки, с удовольствием участвовал в потасовках и всегда выходил сухим из воды.
Остап был замкнут, молчалив, с трудом, но упорно учился, сторонился товарищей, часто бывал объектом их грубоватых шуток, но умел постоять за себя.
После окончания учебы сыновья, по решению Тараса Бульбы, отправились в Запорожскую Сечь. Им была уготована суровая школа жизни. Остап унаследовал отцовскую твердость, приверженность православной вере и долгу перед Отечеством. Он достойно сносил тяготы военных походов и в бою проявлял небывалую ловкость, стойкость и отвагу.
Убеждения Андрия оказались не настолько твердыми. Влюбившись в дочь польского вельможи, он сложил к ее ногам казацкое оружие, отступился от веры, предал отца и стал сражаться с казаками на стороне врага.
Отступничество Андрия старый Тарас переживал как глубокую личную драму. Он собственноручно казнил попавшего в плен Андрия, не сумев простить ему измену казачьей присяге.

ImGist определил, что отличие Остапа от Андрия заключается в следующем:

Остап – старший сын Тараса Бульбы, его последователь, преемник казацких традиций.
Андрий – страстная романтическая натура. Он оказался способным ради любви к женщине отказаться от славы, чести и Отечества.
Твердость характера Остапа проявлялась с ранних лет. Подтверждение тому – упорство, с которым он преодолевал сложности учебы.
Андрий с юности легче относился к житейским сложностям, был нежнее с матерью и умел мечтать не только о казацких походах.
Остап и Андрий по-разному понимали чувство долга. По замыслу автора, каждый из них заплатил судьбе особую дань, имевшую цену жизни.

Основываясь на исторических событиях прошлого, Николай Васильевич Гоголь пишет повесть «Тарас Бульба», центральными персонажами которой являются два сына старого казака Тараса Бульбы: Остап и Андрий, внешне похожие друг на друга, но обладающие разным, в чем-то противоположным характером.

«Два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась …бритва».

По-разному относились братья к учебе: Остап – старший «…в первый год (из киевской бурсы) бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый». Тарас Бульба пригрозил оставить сына в монастырских служках, если тот не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься. Андрий же, наоборот, «учился охотнее и без напряжения», «был более изобретателен, нежели его брат».

Братья обладают сильным характером, но Остап «считался всегда одним из лучших товарищей… никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей… был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки… был прямодушен с равными, имел доброту…». Андрий же, имея чувства более живые и развитые, «чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания». Остап мечтает стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь. Младший же брат, желая совершить подвиг, любил помечтать и в одиночестве побродить по улицам Киева.

Старший брат хладнокровно вел бой, «мог вымерить всю опасность», в нем «не могли не быть заметны наклонности будущего вождя», ему «казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Во время боя Андрий полностью погружался в «очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы». До последней минуты своей жизни оставался Остап настоящим товарищем, преданным общему делу, потому что так же как для отца, для него не было «уз святее товарищества». Андрий же, увидев нищету, голод, страдания людей осаждаемого города, несчастье любимой девушки, предал своих товарищей. Жизнь Остапа отдана казакам, поэтому так же, как и отец, он мечтает о счастье в Запорожской Сечи, на поле боя. Вся жизнь Андрия – мечта о личном, семейном счастье. Поэтому он ближе матери, ласковей с ней, так как понимает ее заботы и печали.

Таким образом, оба сына Тараса Бульбы – обладатели сложной судьбы, и нельзя однозначно определить правильность выбранного ими пути.

(2 вариант)

Сыновья старика Бульбы отличаются друг от друга не только внешне, но и по характеру, и судьба им уготована различная. Иногда им даются общие характеристики, чаще – различные.

В бурсе они проявили себя по-разному: Остап в первый же год бежал, закапывал букварь в землю, его немилосердно секли, но толку добиться не могли. Угомонился он только после того, как Тарас пригрозил оставить его в академии на двадцать лет и не пустить в Запорожье.

После этого Остап засел за книги и стал одним из лучших учеников. Еще в школе он слыл хорошим товарищем: «никогда, ни в коем случае, не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать».

Андрий учился охотно, верховодил опасными вылазками, увертывался от наказаний. Остап думал о боях и пирах, Андрий также «кипел жаждою подвига», но и имел потребность в любви. В самом начале повести «это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были смущены… и стояли неподвижно, потупив глаза в землю».

Насмешек отца над собой, показывая гордый нрав, не выдерживает Остап: «За обиду не посмотрю и не уважу никого». Первыми испытаниями «на казака» для Остапа стали насмешки отца и кулачный бой с ним. Поначалу Андрий кажется Тарасу бейбасом и мазунчиком, но уже в застольной беседе выявилась удаль казака: «Пускай только теперь кто-нибудь зацепит. Вот пусть подвернется теперь какая-нибудь татарва, будет знать она, что за вещь казацкая сабля!» Отправляясь вместе с сыновьями в Сечь, Тарас приодел их. «Бурсаки вдруг преобразились… они были хороши…».

Прощание с матерью смутило обоих сыновей, и вновь им дана общая характеристика: «Молодые козаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца…» Прощание с матерью стало и прощанием с детством. Уезжая из дома в Запорожье, каждый думал о своем: Остапа тронули слезы матери, Андрий вспоминал прекрасную полячку, встреченную им в Киеве.

На Сечи «Остап и Андрий мало занимались военною школою», дела не было. Они ходили в степи для стрельбы птиц, оленей и коз, выходили на озера и протоки за рыбой, бойко и метко стреляли, переплывали Днепр против течения. Отличались от других «прямою удалью и удачливостью во всем».

Но вот пришло настоящее дело: «В один месяц возмужали и совершенно переродились только что оперившиеся птенцы и стали мужами. Черты лица их… стали теперь грозны и сильны». Остап казался прирожденным воином, обладал в бою хладнокровием, «почти неестественным для двадцатидвухлетнего». Тарас считал, что из него «будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет». Остап не обманул ожиданий отца. Андрий в бою не размышлял, «бешеную негу и упоение он видел в битве», шел на то, «на что никогда бы не решился хладнокровный и разумный». Как говорил Тарас, «не Остап, а добрый, добрый также вояка». При осаде казаками города Дубно Андрий вновь встретил свою полячку, умирающую с голоду, но еще более прекрасную. Пробираясь с хлебом в город, Андрий столкнулся с братом и отцом. Полусонному Остапу он пригрозил в испуге смертью, а от отца услышал пророческие слова: «Не доведут тебя бабы до добра». Душе Андрия доступны впечатления, над которыми бы посмеялись брат и отец: он может залюбоваться красотой летней ночи, удивляться органной музыке. Вторая встреча с полячкой стала роковой для Андрия: «А что мне отец, товарищи и отчизна?.. Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты!… И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» Андрий остался в стане врага.

Иначе сложилась судьба Остапа. Уманцы выбрали его во время боя в куренные атаманы и не ошиблись, так как не только храбрость, но и мудрость проявил он: «Вот и новый атаман, а ведет войско так, как бы старый!»

Андрий пошел в бой во главе гусарского полка против своих, но не различал он ни своих, ни чужих, ничего не видел он, только «длинные кудри, и подобную речному лебедю грудь, и снежную шею, и плечи, и все, что создано для безумных поцелуев». Остановить Андрия мог только отец, молча и безропотно принимает сын смерть от его руки, шепча имя возлюбленной. Одного сына отец покарал за предательство, другого на его глазах взяли в плен.

Чудом выживший в этом бою, Тарас пробирается в Варшаву и присутствует при казни Остапа. Как в школе под розгами Остап не выдавал товарищей, так и среди врагов под пытками не издал он ни звука. И, как в бою, глядя на доблесть сына, одобрительно повторял Тарас: «Добре, сынку, добре!» Не подвел его второй сын, гордо мог смотреть на людей Тарас и, рискуя своей жизнью, ответил на душевный крик Остапа: «Батько! где ты? Слышишь ли ты». – «Слышу!».