Главная · Переломы · За что сожгли Жанну д'Арк: удивительные факты об Орлеанской деве. Почему сожгли Жанну д’Арк Кто и за что сжег жанну дарк

За что сожгли Жанну д'Арк: удивительные факты об Орлеанской деве. Почему сожгли Жанну д’Арк Кто и за что сжег жанну дарк

Жанна д"Арк – Орлеанская дева, исторический персонаж, сыгравший значимую роль в истории Европы. Сведения о ее жизни описывают Жанну как героя рыцарского романа. Смерть женщины-воина, приговоренной к сожжению в результате противоречивого судебного процесса, была не менее героической.
Однако до сих пор многих, узнавших историю Жанны д"Арк, поражают формулировки обвинений, отправивших на костер национальную героиню Франции.

«Жанна Д"Арк, целующая Меч Освобождения».1863г. Данте Габриэль Россети. Музей современного искусства. Страсбург

Жанна не сдержала свое обещание не одеваться как мужчина. 30 мая 1431 года за это она и отправилась на костер.

Жанну д"Арк объявили еретичкой и отправили на костер вовсе не потому, что она слышала «голоса» или каким-то иным образом нарушала церковные каноны. Ее «преступление» было гораздо хуже: она снова надела мужскую одежду, хотя ранее пообещала никогда больше такого не делать. В общем, на костер она пошла за мужские штаны.


Единственный прижизненный портрет Жанны д"Арк, датированный 10 мая 1429г. Коллекция Национального архива и Исторического музея Франции

Чтобы лучше понять, в какую ловушку попала Орлеанская девственница, вернемся к 24 мая, когда церковные судьи напугали бедную девушку, которой едва исполнилось 19 лет, притащив ее на кладбище Сент-Уэн в городе Руане, чтобы показать ей костер, который ее может ожидать. Затерроризированная, Жанна признает свои заблуждения и, в обмен на обещание, что из обычной тюрьмы, которую охраняли грубые солдаты, ее переведут в церковную тюрьму, подписывает (естественно, будучи неграмотной, ставит крестик, что само по себе в ее «еретическом» деле уже курьезно) все, что от нее хотят: она признает, что не слышит никаких «святых голосов», отрекается от своих заблуждений и отдается на волю Церкви. Она также клятвенно обещает больше никогда в жизни не носить мужскую одежду. Почему вообще, черт возьми, выдвигалось это требование? Она не задает сама себе этот вопрос, поскольку не может даже предположить какую ловушку в стиле Макиавелли ей готовит эта свинья Кошон*. Если бы в те времена существовал модный дом Zara, то Жанна, будучи девушкой очень обязательной, непременно бы пошла туда и заказала бы себе вполне сексуальное платье. Действительность менее очаровательна: англичане бросают ей какие-то старые женские тряпки, в которые она и одевается.



« Пленение Жанны д’Арк » . Миниатюра из рукописи XVв. « Вигилии на смерть короля Карла VII », Национальная бтблиотека, Париж

«Пусть лучше мне 7 раз отрубят голову»

В воскресенье утром, 27 мая, она просит у своих английских тюремщиков, чтобы с нее сняли цепи. Она хочет размяться. Один из них подходит к ней, но лишь для того, чтобы содрать с нее женскую одежду, оставив ее абсолютно голой. Другой тюремщик бросает ей мужскую одежду, которая хранится в ее сумке. Она отказывается: «Господа, вы же знаете, что это мне запрещено: я ни за что ее не надену». Тюремщики начинают ржать. Все утро на Жанне не больше одежды, чем на каком-нибудь нудисте на пляже. К полудню сама мать-природа напоминает ей, что даже будущая святая должна соответствовать неким стандартам. Поскольку она не может выйти из камеры на прогулку в одеянии Евы, Жанна решает надеть мужскую одежду, потому что «тело требует». Возвратившись в камеру, она напрасно умоляет англичан вернуть ей юбку. Вот таким вот образом Жанна вновь впала в ересь…


«Унижение Жанны д’Арк в тюрьме» Isidore Patrois, 1866г.

Понятно, что вся эта ситуация была подстроена Пьером Кошоном, епископом из Бове. Он тут же, во вторник, 29 мая, спешит вновь созвать церковный суд, чтобы объявить ее вероотступницей. По идее, такой приговор сначала должен вынести светский суд. Но этот тип не хочет, чтобы что-то вдруг пошло не так, поэтому он пропускает эту часть процесса. И уже на следующее утро монах Мартен Ладвеню сообщает Жанне приговор. На дворе среда, 30 мая. Бедняжка в шоке.


Бартелеми Реми или Луи Бондан. Надгробный камень Пьера Кошона. Капелла Святой Марии (Лизьё). Около 1705г.

Она плачет, жалуется монаху: «Со мной обращаются так жестоко и бесчеловечно только для того, чтобы мое чистое и непорочное тело превратилось сегодня вечером в пепел! Ах! Пусть лучше мне 7 раз отрубят голову, чем сожгут. Увы! Если бы я находилась в церковной тюрьме, к которой меня приговорили, а не у этих моих врагов, со мной бы не поступили таким ужасным образом». Эти ее слова известны от брата Жана Тумуйе**, который сопровождал брата Ладвеню. Можно подумать, что у него под капюшоном был спрятан магнитофон. Жанна исповедуется, затем над ней производят последние обряды. Самое забавное состоит в том, что никакая исповедь и никакие обряды ей не положены: она ведь отлучена от церкви и объявлена еретичкой. Она спрашивает у каноника Пьера Мориса: «Мэтр Пьер, где я буду сегодня вечером?» Тот, весь в слезах, сам задает ей вопрос: «Вы верите в Бога?» Жанна отвечает, что надеется на помощь Господа и рассчитывает оказаться в раю. Но напрасно она прислушивается: в этот раз не слышно никаких «голосов», которые подтвердили бы ее надежду о рае…


« Жанна д"Арк в тюрьме ». Говард Пайл, ранее 1911г., США

«Иисус, Иисус»

В сопровождении палача Жоффруа Теража, в окружении восьми сотен английских солдат, вооруженных секирами и мечами, Жанну д"Арк приводят на площадь Старого рынка, где уже воздвигнут костер. В течение всего пути монах Ладвеню и другие братья читают молитвы. Она плачет, причитает. Большинство из сопровождающих ее служителей Церкви, также как и многие англичане, преисполнены к ней сострадания. По дороге Жанна просит, чтобы ей дали крестик. Какой-то крестьянин тут же делает его из двух кусочков дерева. Жанна сует его себе за пазуху. По прибытию к месту казни палач с трудом привязывает ее к столбу, так как вязанки хвороста очень большие и мешают. Жанна просит Ладвеню и еще одного монаха, которого зовут Изамбар де ля Пьер, протянуть ей распятие.


Миниатюра из рукописи XVв. «Вигилии на смерть короля Карла VII», Национальная бтблиотека, Париж

Она беспрестанно повторяет: «Иисус, Иисус». Но он не слышит. Толпа взволнована. Один английский солдат, который говорил, что первый подбросит в костер вязанку хвороста, падает в обморок. Палач (ну что с него взять – профессия у него такая) поджигает вязанки. Тяжелый, едкий дым окутывает молодую женщину, которая безуспешно продолжает взывать к Иисусу. Вскоре, из-за облаков дыма, ее уже не видно. Вероятнее всего, Жанна умерла от удушья. Англичане просят палача отодвинуть сгоревшие вязанки хвороста, чтобы все на площади могли видеть то, что осталось от тела Орлеанской девственницы. И чтобы какой-нибудь шутник не стал потом рассказывать, что она не сгорела. Когда огонь погас, можно было видеть несколько еще кровоточащих кусков тела, в частности, сердце, которое, по ряду свидетельств, осталось абсолютно не тронутым огнем. Огонь развели повторно, чтобы все сгорело дотла, а затем и в третий раз. Наконец, дело сделано, а чтобы никто не пришел взять пепел на реликвии, кардинал Винчестерский приказывает палачу бросить все, что осталось от костра, в Сену. Так вот умерла Жанна. И все из-за каких-то штанов.


«Сожжение Жанны д"Арк» Жюль Эжен Леневё. 1886-1890гг. Фреска, Пантеон, аббатство св.Женевьевы, Париж, Франция

*Игра слов по-французски, так как фамилия епископа «Кошон» произносится точно так же, как и слово «свинья».
**Игра слов по-французски: фамилия «Тумуйе» звучит также, как выражение «мокрый от слез».

August 29th, 2013

Изображение Жанны д’Арк, нарисованное между 1450 и 1500 годами. О ней написано множество научных исследований, и несмотря на это - а может, именно благодаря этому, споры вокруг ее судьбы не только не утихают, но, напротив, разгораются со все большей силой.

Официальная история жизни Орлеанской Девственницы существует со времен Великой французской революции и подробно изложена в школьных учебниках. Жанна д’Арк родилась в деревушке Домреми, в Лотарингии, в семье землепашца Жака д’Арка (Jacques или Jacquot d’Arc, около 1375–1431) и его супруги Изабеллы (Isabelle d’Arc, урожденная Isabelle Romee de Vouthon, 1377–1458) около 1412 года.

Это было тяжелое для Франции время. Уже более семидесяти лет шла Столетняя война (1337–1453), и французы за это время успели потерять большую часть территории королевства. В 1413 году в Париже вспыхнуло восстание. В 1415 году англичане высадились в Нормандии с войском под командованием талантливого полководца - молодого короля Генриха V (Henry V, 1387–1422). Осенью 1415 состоялась знаменитая битва при Азенкуре, в результате которой весь цвет французской аристократии попал в плен. В стране началась гражданская война между бургундцами и арманьяками, а англичане тем временем захватывали одну территорию за другой. В 1420 даже был заключен мирный договор в Труа, согласно которому французский трон наследовал английский король Генрих V. Но в 1422 году он скоропостижно умер, и в Столетней войне начался новый виток.

В возрасте 13 лет у Жанны начинались «видения» - она слышала «голоса», разговаривала со святыми, которые призывали ее идти спасать Францию. Девушка всем сердцем уверовала в свое необычное предназначение. Святые, что ей являлись, намекали на известное пророчество, согласно которому одна женщина погубила Францию, и другая женщина, причем девственница, спасет страну.

Бедная дочь пахаря в 17 лет уходит из отчего дома, добирается до Шинона, где в то время находился молодой король Карл VII (Charles VII, 1403–1461), рассказывает ему о своем предназначении. Тот, поверив ей, дает ей в подчинение отряд рыцарей. Вот так начинается карьера Жанны. В ней будут сражения, победы, освобождение Орлеана, после чего она получит прозвище Орлеанская Дева. Затем - плен, обвинения, допросы и смерть на костре в 1431 году. Вроде бы все просто и ясно.

Однако на протяжении уже нескольких десятилетий официальную версию систематически оспаривают некоторые историки, преимущественно французские, указывая на определенные непонятные моменты в биографии Жанны. Почему хронисты колеблются в названии даты казни девы? Президент Эно, суперинтендант в штате королевы Марии Лещинской (1685–1770), имевший доступ к французским хроникам, называет датой казни 14 июня 1431 года. Английские летописцы Уильям Кэкстон (William Caxton, 1422–1491) и Полидор Вергилий (Polydore Vergil, 1470–1555) уверяют, что казнь состоялась в феврале 1432 года.

Сомневающиеся в правдивости официальной биографии Жанны д’Арк историки разделились на два направления: бастардизм и сюрвенизм.

Идеологом первого течения стал Роберт Амбелена — масон очень высокой степени посвящения. Он обратил внимание на то, что почести, оказанные Орлеанской деве при французском дворе, никак не соответствовали её официальному статусу, изложенному в традиционной биографии. Так, например, Жанне выделили целую свиту; ей разрешили собственное знамя; её одели в дорогие рыцарские доспехи с золотыми шпорами; размер выкупа за неё соответствовал выкупу за особу королевской крови. Мало того, на гербе Орлеанской девы те же цвета и символы, что и на гербе Карла VII. Не многовато ли для простой крестьянки? Уж не была ли Жанна действительно королевских кровей?

Догадка Амбелена подтвердилась в 1934 году, когда историк Э. Шнайдер обнаружил в архивах Ватикана протоколы допросов Орлеанской девы. Среди них есть и отчёт двух монахов-францисканцев, опросивших жителей деревни Домреми, где, якобы, родилась Жанна д’Арк. Все они в один голос утверждали, что героиня Франции вовсе не крестьянка, а не кто иная, как дочь Изабеллы Баварской и брата её мужа Людовика Орлеанского. В изданиях книги «Истории королевского дома» до середины XVIII века есть данные, что у Изабеллы и Людовика 10 ноября 1407 года действительно родилась девочка по имени Жанна. В более поздних изданиях внезапно у этого ребёнка изменилось не только имя, но и пол. Девочка Жанна почему-то стала мальчиком Филиппом. Очевидно, что «История королевского дома» была отредактирована Бурбонами так, чтобы не могло возникнуть сомнений в правдивости официальной биографии героини Франции.

Таким образом, скорее всего Жанна д’Арк действительно была особой королевской крови, а не безродной крестьянкой, и приходилась сестрой Карлу VII и английской королеве Екатерине. Генрих VI Ланкастер, соответственно, её племянник.

В такой ситуации встаёт вопрос: могли ли столь близкие родственники упорно настаивать в ходе суда над Орлеанской девой на её сожжении, как это следует из официальной биографии Жанны’

Вот тут-то эстафету у бастардистов принимают сюрвенисты, которые открыто говорят: героиня Франции не была сожжена. При этом они указывают на явные нестыковки в официальной версии.

Во-первых, Жанну казнили без приговора светского суда, что было совершенно недопустимо в то время.

Во-вторых, нет прямых свидетельств, что на костёр возвели именно Орлеанскую деву: лицо казнимой было закрыто колпаком. Экзекуция проходила «при закрытых дверях» — на ней присутствовали только английские солдаты.

Мало того, официальная дата казни Жанны, оказывается, более чем условна. В разных документах указываются четыре разные даты: 30 мая, 14 июня, 6 июля 1431 года, а также февраль 1432-го.

Много сомнений вызывает и сама странная и головокружительная карьера Жанны. Средневековое общество было строго сословным и иерархичным. Для каждого в нем было определено свое место среди Oratores - тех, кто молится; Bellatores - тех, кто воюет, или Aratores - тех, кто пашет. Дворянские мальчики с семи лет готовились к тому, чтобы стать рыцарями, а к крестьянам относились, как к животным. Как же могло такое случиться, что простолюдинке дали под начало отряд рыцарей? Как могли согласиться рыцари, от рождения воспитанные воинами, чтобы ими командовала крестьянка? Что должны были ответить бедной крестьянской девушке, которая стоит у ворот королевской резиденции и требует свидания с королем, чтобы рассказать ему о своих «голосах»?

Жанну же в Шиноне принимали теща короля Иоланда Анжуйская (Yolande d’Aragon, duchess d’Anjou, 1379–1442), супруга Карла VII Мария Анжуйская (Marie d’Anjou, 1404–1463) и сам король. Ко двору ее доставили за счет казны, в сопровождении вооруженного эскорта, который составляли рыцари, оруженосцы, королевский гонец. Многим дворянам приходилось не по одному дню ждать аудиенции у короля, а «крестьянку» пустили к нему практически сразу.

«Бюллетень общества археологии и Лотарингского музея истории» сообщает, что «в январе 1429 года на площади замка в Нанси Жанна верхом на лошади приняла участие в турнире с копьем в присутствии знати и народа Лотарингии». Если учесть, что сражение в турнирах было возможно только для дворянства, что вокруг ристалища выставлялись щиты с гербами сражающихся, то появление на нем крестьянки не укладывается ни в какие рамки того общества. К тому же длина копья достигала нескольких метров, и владеть им могли только специально обученные этому дворяне. На том же турнире она поразила всех своим умением ездить верхом, а также знанием игр, принятых среди знати - кентен, игра в кольцо. Поразила настолько, что герцог Лотарингский подарил ей великолепного скакуна.

«Жанна д’Арк на коронации Карла VII» 1854
Художник Жан Огюст Доминик Энгр

Во время коронации Карла в Реймсе только штандарт Жанны (белый, усыпанный золотыми лилиями) был развернут на хорах собора. У Жанны был свой придворный штат, включающий фрейлину, дворецкого, пажа, капеллана, секретарей, и конюшня из двенадцати лошадей.

Рассказы о почестях, оказываемых ей при разных оказиях, кажутся противоречащими предположению о ее плебейском происхождении. Наверное, Робер Амбелен (Robert Ambelain, 1907–1997) - известный французский писатель, прославившийся своими связями с современными тайными обществами масонского и мартинистического толка, - был первым, кто решил связать ее прозвище «Орлеанская», под которым она фигурирует, например, в поэме Вольтера «Орлеанская девственница» (La Pucelle d’Orleans), с еще одним известным «Орлеанцем» - Орлеанским Бастардом (Le Batard d’Orleans, 1403–1468).

Орлеанский Бастард, или Жан Дюнуа, был незаконнорожденным сыном герцога Луи Орлеанского (Louis de France, Duc d’Orleans, 1372–1407) и Мариэтты Ангенской (Mariette d’Enghien). В своей книге «Драмы и секреты истории» («Drames et secrets de l’histoire, 1306–1643»), изданной в Париже в 1980 году и переведенной на русский в 1993 году, Амбелен доказывает, что именно на принадлежность к Орлеанской династии указывает прозвище воительницы.

Тогда объяснима та легкость, с которой Жанна была принята при дворе, и те почести, что ей оказывались, и то, что она принимала участие в рыцарских турнирах и командовала рыцарями.

Итак, отцом Жанны был герцог Луи Орлеанский, о чем знали и представители династии (сторонники этой версии утверждают, что в таком случае Жанна д’Арк родилась в 1407 году). Богатый гардероб Жанны был оплачен герцогом Карлом Орлеанским (Charles d’Orleans, 1394–1465), а Орлеанский Бастард, обращаясь к ней, называл ее «Благородная Дама». Но кто в таком случае мать Жанны? Вслед за Амбеленом, Этьен Вейль-Рейналь (Etienne Weil-Reynal) и Жерар Пем (Gerard Pesme) считают, что, скорее всего, это Изабелла Баварская (Isabeau de Baviere, 1371–1435), жена Карла VI, мать Карла VII. Она долгие годы была любовницей Луи Орлеанского.

Карл VI по прозвищу Безумный (Charles VI le Fou, 1368–1422) не выносил и вида своей супруги. Она жила отдельно, во дворце Барбет, где Луи был частым гостем. Его называли отцом, по крайней мере, двоих детей Изабеллы - Жана (род. в 1398) и Карла (род. в 1402). Рождение Жанны произошло в этом самом дворце, и сразу ее отправили к кормилице Изабелле де Вутон. Понятно и то обстоятельство, почему пришлось спрятать ребенка. Необходимо было защитить девочку, поскольку ее отец, Луи Орлеанский, был убит наемными убийцами всего через несколько дней после рождения Жанны.

Здесь опять же можно выделить факт, опровергающий бытующее мнение, что Жанна была просто крестьянкой. Дочь мужчины по имени Жак д’Арк и женщины по имени Изабелла де Вутон просто обязана быть дворянкой - приставка «де» в фамилии выдает дворянское происхождение. Представители семейства д’Арк находились на королевской службе еще до появления Жанны на свет. Именно поэтому эта семья была выбрана для воспитания Жанны.

Как еще можно обосновать утверждение о ее дворянском происхождении? Герб, которым наделил ее Карл VII. В королевской грамоте говорится: «Во второй день июня 1429 года … господин король, прознав про подвиги Жанны Девственницы и победы, одержанные во славу Господа, наделил … гербом названную Жанну …». По описанию Жана Жакоби (Jean Jacoby) в книге «Знатность и герб Жанны д’Арк» («La noblesse et les armes de Jeanne d’Arc». Paris, 1937), герб представлял собой «щит с лазурным полем, в котором две золотые лилии и серебряный меч с золотым эфесом острием вверх, увенчанный золотой короной». Золотые лилии считались цветком Франции, иначе говоря, символом «принцев и принцесс крови», что также подтверждает открытая золотая корона на гербе Жанны. Король даже не заикается о присвоении Жанне дворянского звания, значит, оно у нее уже есть. Своим гербом он ясно дает понять, что считает Жанну принцессой королевских кровей.

Если считать все сказанное верным, то Жанну придется признать сводной сестрой короля Франции Карла VII, сводной сестрой герцогов Орлеанской династии - Карла и Жана Дюнуа, сводной сестрой королевы Англии Екатерины де Валуа (Catherine de Valois, 1401–1437), сестры Карла VII, теткой короля Англии Генриха VI (Henry VI, 1421–1471). В этих обстоятельствах кажется немыслимой казнь Жанны на костре в Руане в 1431 году.

Нельзя было сжечь по обвинению в колдовстве девушку такого высокого происхождения. Вопрос о том, зачем понадобился этот спектакль, слишком сложен, и является темой отдельной статьи.

Сейчас речь о другом, о жизни Жанны после… ее официальной казни. Чтобы понять, как Жанна смогла избежать казни, стоит обратиться к описанию этого печального действа: «На площади Старого рынка (в Руане) 800 английских солдат заставили народ потесниться…наконец, появился отряд из 120 человек… Они окружали женщину, прикрытую… капюшоном до самого подбородка…». По сведениям историографов, рост Жанны составлял около 160 см. Учитывая двойное кольцо солдат вокруг нее, колпак на лице, сказать с уверенностью, что это была за женщина, не представляется возможным.

Жанна д’Арк при осаде Орлеана. 1429г.

Сомнения в том, что д’Арк была сожжена, становятся практически доказанными, если учесть: она не упоминается в учётных книгах казнённых инквизицией. Иными словами, получается: светские власти к сожжению Жанны не имеют отношения, поскольку не выносили ей приговора, а инквизиция тоже ни при чём, поскольку, согласно документам, она её не казнила. Таким образом сожжения Орлеанской девы попросту не было!

Стремясь подтвердить свои догадки, историки-ревизионисты сумели найти документы, из которых явствует: через пять лет после мнимой казни в Лотарингии появилась женщина, опознанная многими, как Жанна д’Арк. Среди таковых были полководцы-соратники и сам король Карл. 7 ноября 1436 года эта особа вышла замуж за графа де Армуаза. Мало того, в 1438-39 годах она участвовала в боевых действиях в Аквитании. Годом позже ездила в Орлеан, где встречалась в Карлом VII. Окончательно Жанна д’Арк, в замужестве де Армуаз, ушла от ратных и политических дел в 1440 году. Героиня уехала в замок Жольни, где жила до самой своей смерти в 1449 году. Умерла она при загадочных обстоятельствах, немного не дожив до 42 лет.
Реальная история Жанны д’Арк вызывает немало вопросов, и главный из них: зачем ближайшие родственники отдали её под суд, добились казни, а затем, по-видимому, спасли, инсценировав казнь?

Оказывается, ответ на этот вопрос нужно искать в событиях, произошедших задолго до появления на свет самой Орлеанской девы.

Как известно, первыми властителями Франции были Меровинги. С ними в родстве находилась династия Аймерингов Септиманских, ведущих своё начало от неких иудейских князей. Из рода Аймерингов были братья Готфрид Бульонский и Болдуин Фландрский. Именно они стали организаторами крестовых походов. В 1099 году братья создали рыцарский орден «Приорат святого Сиона» с целью восстановления династии Меровингов в Западной Европе и, особенно, во Франции. Как дочерняя структура сионского ордена в 1118 году учреждается орден тамплиеров. Но вскоре между орденами начинаются трения, и они становятся независимыми, поддерживая, тем не менее, прочные связи друг с другом.

После падения государства крестоносцев в Палестине оба ордена перебрались в Европу. В Орлеане осели сионцы, а в Париже — тамплиеры, оказавшиеся настолько оборотистыми дельцами, что опутали финансовой паутиной всю Европу. Здесь практически невозможно было найти монарха, не задолжавшего тамплиерам значительной суммы денег. Излишне говорить, что в подобной ситуации они определяли политику в Европе. Это не могло нравиться сионцам, желавшим заправлять всем самим. В 1307 году они окончательно порвали отношения с тамплиерами и стали оказывать им усиленное противодействие. Именно члены «Приората святого Сиона» подвигли французского короля Филиппа IV Красивого к разгрому ордена тамплиеров. В 1314 году были казнены гроссмейстер Жак де Моле, приор Нормандии Жофруа де Шарне и другие крупные функционеры ордена. Однако тамплиеры не были уничтожены полностью, они ушли в подполье и сумели спасти свою несметную казну, переправив её на 18 галерах в Англию. Мало того, они не простили ни Франции, ни сионцам разгрома своей организации и начали мстить.

Спустя несколько месяцев после казни де Моле при загадочных обстоятельствах умерли обидчики тамплиеров Филипп Красивый и папа Климент V. Потом отправились на тот свет все потомки Филиппа мужского пола. В итоге во Франции началась борьба за власть между династией Валуа и английскими королями, желавшими прибрать к рукам и французский трон. В конце концов, верх одержали Валуа. Но науськиваемый тамплиерами английский король Эдуард III, давший было согласие на восшествие на престол династии Валуа, отказался от своих слов. Это и стало поводом к Столетней войне. По сути дела, её развязали ушедшие в подполье тамплиеры. Они же, горя местью к Франции, финансировали из вывезенной ими орденской казны английскую армию.

Очевидно, что сионцы прекрасно знали подоплёку Столетней войны и пытались противодействовать тамплиерскому подполью.

Боевые действия шли с переменным успехом, но Франция целое столетие подвергалась разорению со стороны англичан и примкнувших к ним бургундцев, чьи герцоги были в родстве с последним магистром ордена тамплиеров.

На последнем этапе Столетней войны Франция, как никогда, нуждалась в национальном герое. За подготовку такового, похоже, и взялся гроссмейстер «Приората святого Сиона» с 1418 по 1480 годы Рене Анжуйский. По-видимому, будучи незаконнорождённой дочерью особ королевской крови, Жанна д’Арк воспитывалась в деревне Домреми, которая, входя в состав орденских земель сионцев в Лотарингии, находилась под их чутким присмотром. Идея сделать из неё героя-освободителя появилась у гроссмейстера в конце двадцатых годов XV века. Точно установлено, что первая встреча Жанны и Рене Анжуйского состоялась зимой 1429 года, а буквально через несколько месяцев по стране поползли слухи о лотарингской крестьянке, которой явился сам Спаситель и предсказывал освобождение Франции от захватчиков. Пропагандистская машина сионцев и Карла VII быстро сделали из неё национальную героиню, орудие справедливой освободительной войны в руках Господа. Если же разобраться, то легко заметить, что ведомые Орлеанской девой войска сражались ничем не лучше, чем французские рати, возглавляемые другими военачальниками. Это лишний раз подтверждается её пленением в битве при Компьене.

Когда Жанна оказалась в руках бургундцев, перед её ближайшими родственниками по обе стороны фронта стал вопрос: как спасти женщину, ведь едва ли её брат, Карл VII, и сестра, английская королева Екатерина, желали её смерти. На казни героини настаивали только ушедшие в подполье тамплиеры. Французы не смогли выкупить её у бургундского герцога, который, будучи потомком Жака де Моле, просто не пошёл с ними на сделку. Поэтому спасением Жанны занялась её сестра, английская королева Екатерина. Она с лёгкостью выкупила родственницу у бургундцев, но отпустить просто так не могла. Сделай она это — и тамплиеры-подпольщики в лучшем случае лишили бы финансирования английскую армию, а в худшем — легко отправили бы британскую королеву на тот свет, как сделали это с Филиппом Красивым.

Чтобы обойти все эти препоны, Екатерины затеяла бутафорский судебный процесс и бутафорскую же казнь Жанны д’Арк. На самом деле Орлеанская дева была отпущена на свободу. Афера английской королевы раскрылась только через несколько лет, и тамплиеры в 1449 году добрались до Жанны; об этом во всяком случае говорят загадочные обстоятельства её кончины. На открытый конфликт с Екатериной тамплиеры тогда не пошли, так как Англия ещё четыре года продолжала на их деньги исправно терзать ненавистную им Францию. Рассчитаться с закулисными кукловодами пришлось сыну Екатерины, Генриху VI. Не исключено, что именно с подачи тамплиеров в Британском королевстве разразилась война Белой и Алой роз, в ходе которой сын Екатерины в 1461 году был низложен, а через полгода после кратковременной реставрации, в апреле 1471, вновь лишился власти, был заключён под стражу и умерщвлён при загадочных обстоятельствах в лондонском Тауэре.

Мнение, что вместо Жанны была сожжена другая женщина, разделяло множество хроникеров и известных лиц, как современников Жанны, так и живших позже. В одной из хроник, хранящихся в Британском музее, сказано буквально следующее: «В конце концов, велели сжечь ее при всем народе. Или какую-нибудь другую женщину, похожую на нее». А настоятель Собора св. Тибо в Меце пишет спустя пять лет после казни: «В городе Руане … она была возведена на костер и сожжена. Так говорят, но с тех пор было доказано обратное».

Еще больше убеждают в том, что Орлеанская дева не была сожжена, материалы судебного процесса. Генеральный адвокат Шарль дю Ли еще в XVI веке обратил внимание на то, что в документах и протоколах допросов девы отсутствуют смертный приговор и официальный акт, удостоверяющий исполнение приговора.

Но если Орлеанскую деву не сожгли на костре, то какова ее дальнейшая судьба?

В 1436 году, через пять лет после костра в Руане, в документах знатного семейства дез Армуаз появляется запись: «Благородный Робер дез Армуаз (Robert des Armoises) сочетался браком с Жанной дю Лис, девственницей Франции… 7 ноября 1436 года». Фамилию дю Лис носили сыновья официального отца Жанны.

А летом 1439 года Орлеанская дева сама пожаловала в освобожденный ею город. Носила она теперь фамилию своего мужа - дез Армуаз. Ее встретила восторженная толпа горожан, в которой было немало людей, видевших ее ранее. В счетной книге города появилась еще одна примечательная запись о выплате Жанне дез Армуаз крупной суммы денег - 210 ливров «за добрую службу, оказанную городу во время осады». Героиню признали те, кто хорошо знал ее четыре года назад - ее сестра и братья, маршал Франции Жиль де Рэ (Gilles de Rais, 1404–1440), Жан Дюнуа и многие другие.

Умерла Жанна в конце лета - начале осени 1449 года - именно этим периодом датируются документы, свидетельствующие о ее смерти. Только после этого ее «братьев» (имеются в виду сыновья Жака д’Арка) и официальную мать (Изабеллу де Вутон) стали называть «братьями покойной Жанны Девственницы» и «Изабеллой, матерью покойной Девственницы».

Вот так выглядит одна из самых распространенных на сегодня альтернативных версий происхождения героини Столетней войны.

Другая версия гласит, что Жанна д’Арк - это Маргарита де Шандивер, внебрачная дочь короля Карла VI и его последней любовницы Одетты де Шандивер (Odette (Odinette) de Champdivers, 1385/89–1424/25). Король воспитал свою дочь как воина для самозащиты, так как два его сына в борьбе за трон были уничтожены сторонниками герцога Луи Орлеанского. А поскольку Карл VII был незаконным сыном и не мог претендовать на престол, понадобился спектакль о «вмешательстве Божьих сил».

Так рождается миф о непорочной деве, которая спасет страну. Эту роль сыграла Маргарита де Шандивер. Позже образ Жанны д’Арк и Маргарите, и Карлу VII начал мешать - постоянное верховенство женщины над войском было ненужным. Поэтому был разработан план исчезновения Жанны. Вместо Маргариты де Шандивер была сожжена на костре совсем другая женщина. А Маргарита - Жанна прожила долгую жизнь и была похоронена в базилике храма Нотр-Дам-де-Клери вблизи Орлеана.

Но обе упомянутые нами версии схожи в одном: жизнь Жанны гораздо сложнее и интереснее, чем нам пытаются внушить со школьной скамьи.

Официальная наука не признает доводов сторонников альтернативных версий. Но так или иначе, вопрос о происхождении Жанны д’Арк остается открытым: от фактов, говорящих о ее благородном происхождении, отмахнуться совсем непросто.

[ Илья Муромец - былинный богатырь или реальный человек? или вот интересные Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

(1938, Базель) на сюжет поэмы П. Клоделя.

Состав исполнителей: чтец, Жанна д"Арк (без пения), Брат Доминик, монах (без пения), Дева Мария (сопрано), Святая Маргарита (сопрано), Святая Екатерина (контральто), Боров, председатель суда (тенор), Осел, писец (тенор), Зерно (без пения), Мамаша винных бочек (без пения), 3 герольда (тенор, бас, без пения), монахи, священники, толпа, дети (хор, детский хор), оркестр.

История создания

В творчестве Онеггера оратории принадлежат к одному из ведущих жанров. Большая их часть создана в 1930-е годы: «Крики мира», «Пляска мертвых», «Николя из Флю», «Жанна д"Арк на костре». Последняя оказалась особенно созвучной настроениям эпохи - кануна Второй мировой войны и французского Сопротивления. Она была задумана, по словам Онеггера, как «грандиозная народная фреска» и воспринималась современниками как массовое представление в духе вновь популярных в то время празднеств Великой Французской революции 1789-1794 годов, развертывавшихся на площадях Парижа с участием и в присутствии тысяч людей. «Я попытался в этом произведении быть доступным массам и в то же время интересным для музыканта», - утверждал композитор. С другой стороны, первая мысль об оратории пришла в голову знаменитой любительнице искусств, танцовщице и драматической актрисе Иде Рубинштейн, когда она присутствовала в Сорбонне на студенческом спектакле в стиле народных средневековых мистерий. Ей оратория и посвящена.

Онеггер обратился к Полю Клоделю с предложением разработать сюжет о Жанне д"Арк (1410 или 1412-1431), 500-летие первого подвига которой - освобождения Орлеана, за что она и получила имя Орлеанской Девы, - отмечалось в 1929 году. Поль Клодель (1868-1955), крупнейший французский писатель и поэт, почти полвека, вплоть до середины 30-х годов, отдал дипломатической службе и побывал во многих странах. Обращение в 1886 году к католицизму оставило глубокий след в его творчестве, о чем свидетельствуют пьеса «Благовещение Марии», переводы псалмов, текст для оратории «Крестный путь», цикл стихотворений «Календарь Святых»; в 30-е годы появились «Религия и поэзия», «Месса вон там», «Поэт видит крест», «Мистика драгоценных камней». В католических кругах его считали «новым Шекспиром». Известная французская энциклопедия Ларусса так характеризует Клоделя: «Символист и в то же время реалист, во всяком случае глубокий мистик; простой и одновременно изысканный, часто темный и мощный, он придал своему искусству грубую примитивную форму...»

В сюжете о Жанне д"Арк, необычайно популярном во Франции, Клодель видел близкие себе мистические мотивы и искал для него оригинальную трактовку. Он предложил свободное построение трагедии. По словам Клоделя, «вершина жизни Жанны д"Арк - смерть, костер в Руане. С этой вершины она обозревает всю цепь событий, которая и привела ее сюда, начиная с более близких по времени и кончая более отдаленными, - вплоть до осознания своего призвания, своей миссии». Текст создавался ритмизованной прозой с использованием особенностей народной поэзии, многие эпизоды - на средневековой латыни. По утверждению Онеггера, Клодель «указывал мне строчку за строчкой композицию партитуры. Он заставлял меня проникнуться атмосферой стихов, пояснял характер мелодий... Достаточно слышать, как Клодель читает и перечитывает свой текст. Он это делает с такой пластической силой, что в стихах как бы выделяется музыкальный рельеф, представляемый ясно и четко тому, кто наделен музыкальным воображением». Главная роль первоначально предназначалась Иде Рубинштейн, которая лишь в одной сцене напевала детскую песенку. Немало других ролей также было рассчитано на драматических актеров.

«Жанна д"Арк на костре», обозначенная как драматическая оратория, предполагала сценическую постановку, однако ее премьера состоялась в концертном исполнении на родине родителей Онеггера, в Швейцарии. Это произошло через 3 года после завершения работы над музыкой, 12 мая 1938 года в Базеле, под управлением известного швейцарского дирижера Пауля Захера с Идой Рубинштейн в главной роли. Сценическая премьера прошла 6 мая следующего года в Орлеане, в театре, построенном на развалинах старинной церкви ровно 510 лет спустя после подвига Орлеанской Девы - освобождения города от англичан. «Сотни орлеанцев едва сдерживали слезы. Они чувствовати себя уже не публикой,... а той толпой руанцев, что теснилась некогда вокруг костра и взирала на Святую Жанну, горевшую подобно пламенному вихрю, который возносится из самого сердца Франции». Через 6 лет, в 1945 году Онеггер написал пролог к оратории.

Музыка

Драматическая оратория «Жанна д"Арк на костре» сочетает черты мистерии, страстей и народных площадных представлений. Она состоит из пролога и следующих без перерыва 11 сцен, где чередуются музыкальные и речевые эпизоды. Из сольных вокальных партий наиболее значительны партии Святых Маргариты и Екатерины, вдохновляющих и ободряющих Жанну. Одно из важнейших мест отведено хорам - мужскому, смешанному, детскому.

Хоровой пролог рисует погруженную во мрак, разоренную многолетней войной, разорванную на части Францию. Из стонущих возгласов хора рождается мольба о спасении у солирующего сопрано па канонический молитвенный текст «De profundis» («Из глубины бездны взываю»), которая сменяется энергичным маршем. Чтец четырежды провозглашает «Была девушка по имени Жанна», и хор развивает эту фразу в стремительном фугато. Кульминация пролога - колокольный звон, переданный аккордами 2 фортепиано, на фоне которого хор призывает Жанну к подвигу. 4-я сцена, «Жанна, выданная животным», решена в духе народных средневековых фарсовых представлений. Каждый эпизод открывается фанфарным призывом труб Первый - выборы председателя суда. Тигр, лис и змей отказываются, тогда свою кандидатуру предлагает Боров (пародируется фамилия епископа, председателя руанского трибунала, осудившего Жанну: Кошон - свинья). Его характеризует напыщенная и пошлая ария с использованием латинских фраз, в напряженно звучащем высоком регистре, в сопровождении хора и малой трубы. Следующий эпизод - выборы заседателей и писца. Первые оказываются баранами (хор подражает их блеянью), второй ослом (крик «и-а» солиста передразнивают хор и «волны Мартено»). Вся эта издевательская музыка накладывается на мрачный хорал низких струнных и духовых инструментов, напоминающих церковный напев Dies irae (День гнева). На традициях средневековых представлений основана и 8-я сцена, «Король в Реймс собрался». Однако здесь Оннегер обращается к этим традициям не для сатирической характеристики врагов Жанны, а для создания широкой картины народной жизни. Массовый праздник в честь победы над врагами открывается перезвоном колоколов и коронационным маршем короля, где использованы обороты народной песни «Лаонский перезвон». Другая народная песня варьируется в следующем эпизоде, рисующем объединение северных и южных провинций Франции (север олицетворяет Зерно, юг - Мамаша винных бочек). Еще одна подлинная народная мелодия - майская песня «Тримазо», порученная преимущественно детским голосам, звучит в центральном разделе 9-й сцены, «Меч Жанны». 11-я сцена, «Жанна д"Арк в пламени», образует грандиозный финал. Солирующая труба предваряет торжественную фразу нового персонажа - Девы Марии, благословляющей жертву Жанны. В первом разделе воплощены чувства толпы, собравшейся на площади Руана: одни проклинают Жанну-ведьму, другие прославляют Жанну-Деву. Последний раздел завершается торжественным утверждением маршевой темы «Есть радость, которая сильнее всего». Напряжение спадает, звучат умиротворенные голоса детей, прославляющих жертву во имя любви к людям. Заключает ораторию нежное пение соловья, впервые появившееся еще в 1-й сцене, «Голоса неба».

Л. Михеева

В основе сочинения - поэма поэта-мистика Клоделя. Интересное по форме произведение Онеггера, сочетающее черты оперы, оратории и драмы, сразу завоевало признание. В премьере участвовала знаменитая танцовщица и актриса Ида Рубинштейн. Отметим постановку известного кинорежиссера Р. Росселини (1953, Неаполь, в главной роли Ингрид Бергман).

Дискография: CD - Deutsche Grammophon. Дирижер Озава, солисты: Келлер, Вильсон, Эскурру, Полле и др.

Иногда круглые даты сходятся странно. В 1431 году, то есть, 585 лет назад, легендарная француженка Жанна д’Арк была сожжена про приговору суда. А в 1456 году, 560 лет тому назад, после специального расследования Жанну полностью оправдали.

А в этом году через аукционный дом Timeline Auctions за 297 600 фунтов стерлингов было продано кольцо, предположительно принадлежавшее Жанне д’Арк. По легенде, она надевала его перед казнью. Считается, что кольцо подарили Жанне родители незадолго до ее сожжения на костре в 1431 году.

Жанна сама рассказывала о нем на суде. Она описывала кольцо так: на кольце есть надпись Jhesus Maria и три креста, а сделано оно из золота или латуни, то есть она точно не знала, из какого именно металла. Жанна сообщила также, что оно было у нее на пальце, когда она коснулась явившейся ей во сне Святой Екатерины.

«Я думаю, можно не сомневаться в том, что это ее кольцо», — сказал исполнительный директор Timeline Auctions Бретт Хэммонд . Он считает, что то, что кольцо XV века совпадает с описанием кольца Жанны, вряд ли может быть просто совпадением.

При кольце были документы, подтверждающие его историю. Но если кольцо подлинное, оно может дать разгадку одной из тайн истории Орлеанской Девы.

Жанна, но не д’Арк

Если быть точным, Жанну ее современники никогда не звали д’Арк. И сама она никогда себя так не называла, а называлась «Жанной Девственницей».

Не очень понятно и когда она родилась. Считается, что в 1412 году, но когда в 1904 году ее причисляли к лику святых, дату официально назвали другую: 6 января 1409 года.

Кто были ее мать и отец — тоже не ясно. По одной версии — обедневшие дворяне (отсюда дворянское «д"» в фамилии), по другой — зажиточные крестьяне (а «д"» в те времена означало — «из такой-то местности», в данном случае, возможно, папа ее был из города, в название которого входило слово Арк, таких было несколько. Но даже если родители девы и были крестьянами, то позже получили дворянство. Место рождения Жанны называют точно: деревня Домреми на границе Шампани и Лотарингии. Сохранился даже домик, где она появилась на свет.

Внезапный взлет ее славы и трагический конец на костре уложился всего в несколько лет. В 13 -летнем возрасте Жанна вдруг услышала голоса святой Екатерины и архангела Михаила (причем, архангела она даже несколько раз видела). Они и сказали девочке, что именно она освободит Орлеан, сняв осаду англичан, да еще и возведет на трон наследника французского престола дофина Карла .

Собственно, с этого и началась ее миссия в Столетней войне между французами и англичанами.

Боевая юность

Интересно, что Жанна в свои 16 лет оказалась весьма подготовленной к военному делу. Карла она при встрече поразила умением блестяще ездить на коне и фехтовать. «Создавалось впечатление, — говорил один из ее современников, — что эта девушка воспитана была не в полях, а в школах, в тесном общении с науками».

Пройдя все испытания, учрежденные дофином, Жанна именем Бога подтвердила Карлу его права на престол. И, в конце концов, Карл так поверил ей, что назначил её главнокомандующей французскими войсками.

Сейчас на всех памятниках она изображается в доспехах и с мечом. Так оно и было: дофин приказал специально для Жанны выковать доспехи, как главнокомандующему, ей было положено знамя, а как посланнице Божьей — хоругвь. На знамени был изображен Бог Отец над радугой и два ангела. Правой рукой Господь благословлял мир, а в левой держал вселенную. Еще была надпись «Иисус Мария» и лилии французского королевства.

Меч Жанна попросила привезти из небольшой часовни в Фьербуа, где она видела много старинного оружия. А ей хотелось иметь меч, равный мечу легендарного короля Карла Великого. Ей привезли древний клинок, помеченный пятью крестами. Когда очистили ржавчину, оказалось, что что это меч, которым другой знаменитый воин Карл Мартелл семьсот лет назад поразил арабов в битве при Пуатье.

Интересно, что позже на допросе Жанна на вопрос о том, что она почитала больше меч или знамя, ответила, что знамя.

В известнейшем фильме «Начало» Глеба Панфилова , где Жанну играет Инна Чурикова , есть одна небольшая неточность, сцена, где, казнив дезертиров, Жанна говорит своим солдатам: «Кто верит в меня, за мной!» На самом деле знаменитый клич Жанны звучал иначе: «Кто любит меня, за мной!»

И ее любили. Влюбленные в нее французы 8 мая 1429 года отогнали англичан от Орлеана. Именно тогда она стала «Орлеанской Девой», а 8 мая и сегодня в Орлеане главный городской праздник.

Но с этого момента счастье отвернулось от Жанны.

Предательство епископа Кошона

Взять Париж ее армии не удалось, зато бургундцы, воевавшие против Карла, обманом заманили Жанну в ловушку и выдали англичанам. Точнее, продали за 10 000 золотых ливров.

Поздней осенью 1430 года Жанну увезли в Руан. Там ее судили, обвиняя в ереси и ношении мужской одежды.

Процесс начался 21 февраля 1431 года. Возглавлял его епископ Пьер Кошон , ярый сторонник англичан. Английское правительство оплатило все расходы на процесс. Сохранившиеся документы английского казначейства в Нормандии показывают, что эти расходы были немалыми.

24 мая епископ Кошон привел ее к столбу с вязанками хвороста — будущему ее костру, но сказал, что ее переведут от англичан в церковную тюрьму, если она отречется от ересей. Зачитал ей бумагу с таким отречением, а потом бумагу эту подменил. Жанна была неграмотной и поставила крест, образно говоря, под собственным приговором.

С костра она крикнула Кошону: «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!». И попросила дать ей крест. Ей протянули две скрещённые ветки, она еще успела несколько раз крикнуть: «Иисус!».

Казнили ли Орлеанскую Деву?

И тут начинается самое интересное. Исследователи истории Орлеанской Девственницы не могут уверенно сказать, сожгли ли Жанну.

Вообще, с ее гибелью много непонятного.

Например, нет формального приговора, хотя сохранились протоколы допросов. Более того, когда позже был затеян процесс о реабилитации Жанны, из 12 допрошенных членов руанской судейской комиссии, отправившей Жанну на костер, пятеро заявили, что уехали ещё до окончания слушаний, трое — что не присутствовали при казни.

Нет и положенного при таких процессах протокола о казни.

Многие добровольные историки, ищущие альтернативные версии великих событий, считают: вполне возможно, что казни не было вообще, либо вместо Жанны сожгли какую-то другую женщину. А чтобы этого никто не заметил, голову казнённой вместо Жанны, накрыли бумажным колпаком, а толпу от костра на довольно большое расстояние оттеснили солдаты.

Почему Жанна могла уцелеть? А потому что по одной из версий Орлеанская Девственница была не крестьянкой и даже не простой дворянкой, а особой королевских кровей. Именно поэтому дофин так легко доверил ей войско, и поэтому она была так сведуща в верховой езде и владении оружием. А через несколько лет после «казни» Жанна опять появилась при королевском дворе и даже вышла замуж за Робера дез Армуаза .

Были, впрочем, и самозванки. В 1452 году появилась дама, подкупившая кузенов Жанны, чтобы выдать себя за Орлеанскую Девственницу. Не удалось. Второй лже-Жанной стала Жанна Феррон , но и ее разоблачили, причем позорно: она не умела ездить на лошади.

Удачнее всех оказалась некая Жанна дез Армуаз . Она появилась лет через пять после казни Орлеанской Девственницы и как раз она вышла замуж за сеньора Робера дез Армуаз. Интересно, что жители Орлеана и братья Жанны д’Арк (у нее были три брата и сестра) ее признали. Но зато ее не признали в Париже и даже, по приговору парламентского суда, выставили к позорному столбу. Жанна дез Армуаз родила двоих сыновей, а умерла в 1446 году.

Была ли она действительно самозванкой и только — до сих пор неизвестно.

Но вот этот-то вариант судьбы Орлеанской Девы — ее не сжигали — косвенно подтверждает то самое кольцо Жанны, с которого я начал рассказ.

Ведь получается уникальная ситуация. Если кольцо было подарено родителями Жанне еще до ее сожжения, то как оно уцелело?

Исходя из свойств металлов, кольцо могло и не расплавиться. Латунь плавится при 880 — 950 градусах, золото — примерно при 1070 градусах Цельсия. А температура горения дерева — 800−1000 градусов. Но костер Жанны, казненной на открытой площади, вряд ли достигал высшего уровня температуры. Вентиляция хорошая. Не печь, и даже не камин.

Сильно сомневаюсь, что после сожжения кто-то просеивал огромную груду угля и пепла и сгоревших останков девы в поисках ее кольца.

Документы, на которые ссылаются аукционисты, рассказывают, что после казни Орлеанской девы каким-то образом кольцом владели кардиналы и придворные вельможи. К началу ХХ века кольцо попало в частные коллекции и не раз выставлялось на торги в разных аукционных домах. Причем сведения обо всех владельцах кольца подтверждены документально.

Но если исходить из того, что в жизни многие события трактуются куда сложнее, чем они есть на самом деле, вполне можно предположить, что Жанна, действительно, не была казнена, и сама передала кольцо своим спасителям в знак благодарности за избавление от смерти (ведь оно было для Жанны высшей драгоценностью, освященной Святой Екатериной), и, возможно, еще и в знак того, что она клянется не разглашать этой тайны…

Оправданная и святая

После окончания войны в Нормандии в 1452 году Карл VII велел собрать все документы, относящиеся к процессу над Жанной, и проверить, был ли законным суд над нею. Выводы — нет, не был. В 1455 году папа Каликст III повелел еще раз вернуться к суду над Жанной и его материалам. Были допрошены 115 свидетелей, в том числе и мать Жанны, её товарищи по оружию и жители Орлеана.

Папа Пий X в 1909 году провозгласил Орлеанскую Девственницу блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её.

Остается добавить, что когда победительница англичан, дева, приведшая на трон короля, героиня Франции и ее будущая святая взошла на костер, ей было всего 19 лет…

Жанна Дарк биография которой до сих пор поражает людей, вполне могла бы послужить примером многим современным женщинам. Другой такой национальной героини Франции, да и любой другой страны, не было и вряд ли когда-то будет. Итак, приступим!


Родилась Жанна Дарк в 1412 году в деревеньке Домреми. Сегодня родной город Жанны Дарк и сохранившийся дом - любимое место паломничества туристов. До 13 лет Жанна предавалась активным играм и росла боевой девчонкой, а по достижению упомянутой даты стала слышать голоса святых. Иногда Жанна видела настоящие видения, в которых ей пророчилась участь спасительницы Франции. Через некоторое время Жанна отправилась в город Вакулёр к местному воинскому начальнику, который ее, конечно, высмеял. Через некоторое время Жанна снова пошла к нему и открыла ему ряд пророчеств, в которых военачальник нашел массу фактов, заставивших его поверить юной деве. Он дал ей воинов и направил к дофину Франции Карлу VII-му.

Над биографией Жанной Дарк многие люди склонны иронизировать. Однако, целый ряд фактов красноречиво говорит о том, что мистическая необъяснимая составляющая в этой истории, несомненно, была. Дофин был заранее предупрежден о визите Жанны и знал, что по пророчеству она должна была его узнать. Поэтому он посадил на трон похожего на себя подчиненного, а сам встал вместе со свитой в толпе. Войдя в замок Жанна Дарк безошибочно подошла к настоящему дофину, чем немало удивила окружающих. И все же дофин в чудо не поверил, а устроил Жанне целый ряд проверок, в ходе которых все его сомнения были развеяны.

Великие победы и плен

Жанне Дарк король дал войско и даже подарил меч Карла Великого. Франция в те времена была в ужаснейшем положении и потеряла многих территорий в ходе продвижений англичан. Жанна Дарк биография которой славится именно чудесными победами, стала быстро освобождать города один за другим. После первой победы – взятом в Орлеане бастионе Сен Луи, Жанну окрестили «Орлеанской Девой» и даже самые большие скептики поверили в то, что она от Бога. Она выполнила в несколько дней задачу, которые военачальники считали невыполнимой.

После Орлеана Жанна Дарк играючи завоевала Луару, Жаржо, Мён-Сюр-Луар и на голову разбила англичан в битве при Пате. Среди плененных англичан был непобедимый английский барон Талбот, на счету которого было 47 побед и ни единого поражения.

Жанна уговаривала Карла начать наступление на Париж, однако, тот долго сомневался, в результате чего наступление не состоялось. В 1430 году Жанна бросилась на помощь в осажденный город Компьеню, где ее блистательная карьера оборвалась из-за предательства одного из подчиненных. Жанну взяли в плен и повезли в Руан. Победная биография Жанны Дарк окончилась, впереди предстояли страшные испытания и ужаснувшая мир казнь.

Процесс и казнь

Почему Жанну Дарк сожгли на костре? Примечательно, что ее судили не как военную преступницу, а как еретичку. Ей вменяли ношение мужской одежды и то, что она слышала голоса – по мнению английский католических священников эти голоса были от нечистой силы. Епископ Пьер Кошон, имя которого через некоторое время собственные потомки предали проклятию, почти полностью сфабриковал процесс над Жанной Дарк. В частности, он обманным путем заставил подписать ее «отречение от ереси», чем она признала свою вину.

30 мая 1431 года Жанну Дарк сожгли на костре в Руане, на площади Старого рынка. Сегодня на это место люди до сих пор несут цветы. Во время сожжения народ, несмотря на то, что Жанна была противников в войне, сильно плакал. В последние минуты Жанна крикнула епископу, что умирает из-за него и он будет вызван на суд Божий. Когда огонь стал опалять ее тело, она несколько раз крикнула «Иисус!» и больше толпа не услышала ни стона.

Ее прах развеяли над речкой, а мужеством и силой девушки долго восхищались знатные особы и простые люди.

Жанна Дарк биография кратко которой некоторым может показаться безрезультатной, все-таки одержала победу над Англией. Франция нанесла англичанам, которые были ослаблены победами Жанны, сокрушительный удар и победила.