Главная · Спина · Взаимодействия воспитателя с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения. Взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве доу Взаимодействие педагога со специалистами доу

Взаимодействия воспитателя с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения. Взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве доу Взаимодействие педагога со специалистами доу

Анна Сюваткина
«Система взаимодействия специалистов в ДОУ»

Особое значение организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей уделяется в коррекционных образовательных учреждениях.

Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребёнком с особыми образовательными потребностями. Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог и другие специалисты , имеющиеся в МДОУ, работают в тесном контакте друг с другом.

Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов у нас в детском саду была выработаны основные задачи, которые включили в себя :

1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктра по физической культуре) и повышение их профессионального уровня.

2. Организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

3. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т. д.).

Здесь нужно учитывать, что учитель-логопед должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводит учитель-дефектолог. При этом надо помнить, что воспитатель, проводя свои виды занятий, ни в коем случае не является «репетитором» , не изучает с детьми материал занятий учителя-логопеда.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

4. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.

Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.

5. Тесно взаимодействуем с родителями .

Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-логопед и воспитатели, в единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

психолог воспитатель логопед Физ. инструктор Муз. руководитель Медицинский блок

1. тренинг уверенного поведения

2. развитие психических процессов

3. 1. работа по заданию логопеда

2. развитие мелкой моторики

3. развитие психических процессов

4. развитие познавательной деятельности

5. 1. коррекция дефектов звуков

2. автоматизация

3. разширять и уточнять словарный запас

4. совершенствовать слуховое и зрительное внимание

5. фонематический слух

1. развитие дыхания

2. развитие координации движений

3. общее развитие организма 1. музыка терапия

2. развитие чувства ритма

3. развитие координации движения

4. работа над дыханием 1. физиотерапия

Были определены формы взаимодействия специалистов : педсоветы; консультации; тренинги; семинары-практикумы; круглые столы; деловые игры; анкетирование;

Благодаря тесной работе всех специалистов была создана комплексная разработка по следующим направлениям, в которые вошли :

1. Перспективный план взаимодействия со специалистами

2. перспективное планирование индивидуальной работы

3. Тетради взаимосвязи –  ; группами (воспитателями) для организации воспитательной работы и проведения логочаса с детьми. Разработаны они по всем действующим лексическим темам в ДОУ и с учётом возрастных особенностей детей. В каждой теме мы отобрали главные части и определили примерный перечень игр и упражнений по развитию :

Словаря,

Лексике – грамматики и связной речи,

Психических процессов,

Развитию мелкой моторики и дыхания,

Дополнительно развитию фонематического слуха.

4. Тетради взаимосвязи –  ; со всеми специалистами . Определили :

Задачи работы специалиста (музыкального руководителя, педагога – психолога, инструкторов по физическому воспитанию) по периодам обучения детей,

Краткий обзор диагнозов,

Перспективное планирование по формированию фонетической и лексической сторон на год,

Приблизительные игры и упражнения для каждого специалиста

Основные идеи, определяющие содержание взаимодействия педагогов , комплексность развивающей работы с детьми, работы по преодолению или предупреждению у дошкольников с отклонениями в развитии школьной дезадаптации, являются следующие :

1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности детей.

2. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.

3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.

4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми знаний и умений.

5. Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.

6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов .

7. Применение принципа деятельности подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в развивающих целях.

8. В коррекционной работе все чаще использовать различные виды продуктивной и игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.

Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе.

Детский коллектив, не играющий не будет, детским коллективом…

Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем.

А. С. Макаренко

В дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Основными видами дид. игр (игры с предметами, настольно- печатные, словесные) Использование дидактических игр в :

Развитии фонематического слуха; Звуковой культуры речи; Словаря; Грамматики;

Связной речи.

Вывод : Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

«Взаимодействие специалистов

в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ»

Командин Е.Н.,

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад № 2 4 «Звездочка»

г. Пятигорск

Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Сегодня особую тревогу вызывает рост количества детей с отклонениями в развитии. Причины, обуславливающие различные отклонения в развитии, многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша. С другой стороны – неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.

В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии – воспитание и обучение их в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в компенсирующих группах дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида.

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: дефектологов, педагогов-психологов, психиатров, психоневрологов, логопедов, педагогов.

Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.

Особое значение организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей уделяется в коррекционных образовательных учреждениях.

Цель такой работы в создании модели взаимодействия узких специалистов, педагогов и родителей в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, в снятии противоречий, изменении родительских установок, повышении профессиональной компетентности педагогов и обучении родителей новым формам общения и поддержки ребенка, организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.

Поэтому модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, физио-, фито-, аромо-, музыкотерапии, логоритмики и т.д.).

Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде.

Модель взаимодействия специалистов представлена графически:

Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.

Организация работы специалистов

в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья

Воспитатели проводят непосредственную образовательную деятельность с детьми. Они закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (изобразительная деятельность, наблюдения за окружающим), а также в режимные моменты.

Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов необходимо придерживаться следующей системой:

1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом изучают детей.

Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.

Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с методистом дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.

2. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т.д.).

Здесь нужно учитывать, что узкий специалист должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводят специалисты.

При этом надо помнить, что воспитатель проводя свои виды занятий, ни в коем случае не является «репетитором», не изучает с детьми материал занятий специалиста.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.

Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.

4. Тесно взаимодействуем с родителями.

Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дают специалисты. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Заключение

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия всех специалистов, являются следующие:

1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности детей.

2. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.

3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.

4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми знаний и умений.

5. Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.

6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов.

7. Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.

8. В коррекционной работе все чаще использовать различные виды продуктивной и игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.

Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

статья


Особенности взаимодействия воспитателя со специалистами ДОУ.
От того насколько слаженной будет работа воспитателя и специалистов в работе с детьми зависит качество образовательного процесса, гармоничное развитие воспитанников в детском саду. В связи с этим каждый воспитатель должен знать свои обязанности по взаимодействию с инструктором по физкультуре, музыкальным руководителем. Однако часто можно наблюдать, что молодые воспитатели теряются, не могут проявить себя на занятиях специалистов, в результате возникают конфликтные ситуации, нарушается целостность образовательного процесса. Представленные рекомендации помогут начинающему воспитателю грамотно выстраивать свое взаимодействие со специалистами, как на занятии, так и вне его.
Взаимодействие воспитателя и инструктора по физкультуре вне занятий:
 В течение дня воспитатель организует работу по формированию двигательной деятельности в соответствии с тетрадью взаимодействия  Накануне занятия воспитатель обговаривает с инструктором содержание предстоящего занятия, обсуждает организационные моменты (какое оборудование, где и когда расставить; в какой форме будет организованна основная часть; где находиться воспитателю в ходе основной части, на каких детей обращать больше внимания в ходе данного занятия и тд)  Вовремя сообщает инструктору об индивидуальных особенностях детей, перенесенных заболеваниях, самочувствии.  Накануне занятия разучивает с детьми подвижную игру и слова к ней.  Воспитатель вовремя, без задержек, в соответствии с режимом осуществляет подготовку к предстоящему занятию физкультурой: переодевание детей (проверяет, чтобы были сняты майки и у детей ничего не находилось в руках и во рту), положительный настрой на занятие, мотивация детей к предстоящей деятельности, построение по росту и сопровождение детей в зал.  После занятия новые двигательные навыки воспитатель закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок).  Организует индивидуальную работу с детьми, с низким уровнем развития двигательной деятельности, активизирует малоподвижных и ослабленных.  Организует в группах и на территории развивающую двигательную среду.
Взаимодействие воспитателя и инструктора по физкультуре на занятии:
К педагогу и инструктору по физкультуре на занятии предъявляются те же требования, что и к детям:
обязательное наличие физкультурной формы и

соответствующей обуви.
Помощь воспитателя инструктору осуществляется в каждой части занятия.
Вся деятельность воспитателя осуществляется индивидуально в полголоса
, с тем, чтобы не перебивать речь инструктора, который обращается ко всей группе.
В ходе индивидуальной работы, воспитатель делает устные указания, прибегать к физической помощи можно лишь в случае, если ребенок самостоятельно не может справиться. В младших группах воспитатель выполняет все движения вместе с детьми. Воспитатель несет ответственность за безопасность жизни ребенка на занятии. Деятельность воспитателя при построении:  Помогает детям найти свое место в шеренге  Помогает детям выровнять шеренгу  Осуществляет контроль за осанкой, положением головы. В случае необходимости поправляет. Деятельность воспитателя в вводной части занятия:  Индивидуально осуществляет контроль за осанкой, положением головы.  Индивидуально помогает детям ориентироваться в пространстве  Следит за дисциплиной  Отрабатывает качество выполнения разных видов ходьбы и бега  Следит за самочувствием детей  При наличии в группе ослабленных детей или детей, которым по медицинским показаниям бег запрещен, воспитатель выполняет с ними обычную ходьбу внутри круга. Деятельность воспитателя в основной части: ОРУ  Помогает детям при перестроении (в рассыпную, в колонну по 2, по 3, в круг и тд) и ориентации в пространстве в ходе выполнения упражнений (право – лево, расположение ребенка в ходе выполнения упражнений из и.п. лежа или сидя и тд)  Помогает в раздаче и сборе предметов для общеразвивающих упражнений (в младших группах)  Отрабатывает качество выполнения общеразвивающих упражнений (помочь принять правильное исходное положение, исправить неверно выполненное движение)  В случае выполнения ОРУ в колоннах инструктор контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель - в задних  Следит за дисциплиной  Следит за самочувствием  Осуществляет индивидуальную работу с детьми, у которых имеются противопоказания для выполнения какого - либо упражнения  Поощряет тех детей, которые, верно справились с заданием Основные движения  Помогает детям в перестроении (деление на группы или построение в колонну, смыкание и размыкание в колонне или шеренге), и ориентации в ходе выполнения основного движения (помогает детям определить направление движения, место в колонне и тд)
 Помогает инструктору в расстановке оборудования и атрибутов  В случае деления на подгруппы, после объяснения и показа инструктора берет на себя руководство по выполнению того вида движения, которое закрепляется (инструктор организует тот вид движения, которому на данном занятии нужно обучить)  В случае организации движения в парах (например, перекидывание мяча) следит за тем, чтобы каждый ребенок знал свою пару. Если пары не хватает, сам становиться в пару с ребенком.  В случае организации круговой тренировки инструктор размещается там, где будет отрабатываться новое движение, воспитатель находится в том месте, где необходима страховка детей.  В случае фронтальной формы организации в рассыпную (дети в рассыпную выполняют задание, например подкидывание и ловля мяча) воспитатель индивидуально отрабатывает качество выполнения движения.  Осуществляет страховку детей (независимо от формы организации данной части занятия)  Отрабатывает качество выполнения движения (независимо от формы организации данной части занятия)  Следит за дисциплиной  Следит за самочувствием детей  Проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми, детьми у которых имеются противопоказания.  Поощряет тех детей, которые, верно справились с заданием Подвижная игра  Знает правила и слова игры  Помогает в раздаче атрибутов для игры  Берет на себя роль водящего (в младших группах или на первом этапе разучивания новой игры) или участвует в игре наравне с детьми, что улучшает положительный настрой детей  Помогает детям перестроиться и ориентироваться в пространстве в ходе игры  Отрабатывает умение детей выполнять правила игры (индивидуально)  Поддерживает эмоциональный настрой детей в игре  Следит за самочувствием детей в игре большой подвижности. В случае признаков утомления отводит ребенка в сторону, осуществляет с ним индивидуальную работу (дыхательные упражнения, движения малой подвижности, упражнения на профилактику плоскостопия, осанки и тд) Деятельность воспитателя в заключительной части занятия:  Помогает инструктору организовать игру малой подвижности (перестроение, атрибуты)  Отрабатывает умение детей выполнять правила игры (индивидуально)  Поддерживает эмоциональный настрой детей в игре  Следит за осанкой в разных видах ходьбы
 При подведении итогов занятия инструктором может также выразить свое мнение о том, как прошло занятие, кто из детей справился, что не удалось.  Организованно выводит колонну детей из зала
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя вне занятий:
Воспитателю необходимо: 1. Знать все программные задачи по музыкальному воспитанию по своей возрастной группе. 2. Знать музыкальный репертуар своей группы. 3. Закреплять репертуар с детьми в режиме дня (слова песен, отдельные танцевальные движения, стихи, сценки, музыкальные игры и тд) 4. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств. 5. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инстру - ментах (металлофоне, деревянных ложках и др.). 6. Развивать самостоятельность, иници ативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности. 7. Включать музыкальное сопровожде ние в организацию занятий и режимных моментов. 8. Принимать активное участие в подго товке и проведении праздников, раз - влечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей. 9. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкально го зала для праздников и развлечений. 10.Накануне занятия воспитатель обговаривает с музыкальным руководителем содержание предстоящего занятия, организационные моменты 11.Воспитатель вовремя, без задержек, в соответствии с режимом осуществляет подготовку к предстоящему занятию музыкой: переодевание детей (проверяет, чтобы дети были опрятно одеты, девочки в юбках, наличие чешек; проверяет чтобы у детей ничего не находилось в руках и во рту), положительный настрой на занятие, мотивация детей к предстоящей деятельности, построение мальчик - девочка и сопровождение детей в зал. 12.Организует в группе развивающую музыкальную среду.
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на занятии:
Слушание музыки: 1. Личным примером воспитывает у де тей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность
2. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала. Пение: 1. В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей 2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию 3. Поет с детьми при исполне нии знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности 4. При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах 5. Не поет с детьми при самостоятель ном эмоционально-выразительном пении (исключение - пение с детьми раннего и младшего возраста); Музыкально-ритмические движения и игры: 1. Участвует в показе всех видов движений 2. Дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение - упражнения на развитие творческой активности детей) 3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно. 4. Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца или пляски. 5. Разъясняет и контролирует выполнение правил музыкальной игры 6. В случае необходимости берет на себя одну из ролей в игре  Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.  Помогает музыкальному руководителю в раздаче и сборе атрибутов, расстановке стульев и тд.

ДОШКОЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 555 «БЕЛОГОРЬЕ» ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Доклад по теме:

«Взаимодействие воспитателей со специалистами ДОУ»

Подготовила: Чижова Ольга Анатольевна

В нашем детском саду накоплен опыт взаимодействия в работе специалистов и воспитателей. Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов детского сада в работе с детьми. Все мы работаем в тесном контакте друг с другом и стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Мы разработали схему взаимодействия специалистов детского сада в работе с детьми.

Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов у нас в детском саду были выработаны следующие задачи:

1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности) и повышение их профессионального уровня.

2. Организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

3. Совместное изучение содержания программы и составление перспективного плана работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.

4. Совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, тематических и интегрированных занятий.

Были определены формы взаимодействия специалистов: открытые занятия, консультации, беседы, круглые столы, деловые игры, семинары-практикумы, педсоветы, работа с родителями.

У нас в детском саду каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной деятельности, которая направлена на диагностику, предупреждение и коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в той или иной образовательной области. Диагностика позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка.

Музыкальный руководитель совместно с воспитателем организуют и проводят музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники. Выявляют музыкально одаренных детей и занимаются с ними индивидуально и в группе. Совместно проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия и развлечения, обеспечивается музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня. Вместе с воспитателем проводят музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры. Консультирует воспитателей по проблемам музыкального развития. Знакомятся с задачами работы и результатами диагностики. Совместно с воспитателями разрабатывают и проводят: праздники, развлечения, досуги. Музыкальный руководитель помогает воспитателю в работе с родителями: готовит консультации по просьбе воспитателя, рекомендации, памятки.

В нашем детском саду инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия, вместе с воспитателем в ходе диагностики выявляют физические способности детей, планируют индивидуальную работу с отстающими детьми, контролирует двигательную активность детей в течение дня. Проводит консультирование воспитателей по проблеме двигательного развития, обучение через открытый показ двигательной деятельности с детьми. Беседует с воспитателями групп по вопросам организации физкультурных занятий. Вместе разрабатывают и участвуют в физкультурных праздниках, днях здоровья, летне-оздоровительной деятельности, утренней гимнастики. Оказывает помощь воспитателям в создании в группе условий для организации двигательной деятельности, физическому развитию детей, использованию нетрадиционного оборудования, дает советы. Принимает участие в родительских собраниях, в оформлении наглядной информации, консультаций для родителей. Совместно с воспитателем планируют и осуществляют разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы: походы, экскурсии, подвижные игры на воздухе, соревнования.

Важную роль в организации учебно-воспитательного процесса оказывает педагог - психолог. Основная работа педагога-психолога приходится на адаптационный период, когда формируется новый коллектив. В этот момент помогает воспитателям выстраивать отношения с вновь прибывшими детьми и их родителями. Совместно планируется индивидуальную работу с детьми и педагог-психолог дает рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе. Вместе участвуют в организации и проведении различных праздничных мероприятий. Педагог-психолог оказывает необходимую психологическую профессиональную помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания. Оказывает помощь воспитателю в виде: консультаций, семинаров, анкетирования, оформлении наглядного материала. Принимает непосредственное участие в родительских собраниях.

Учитель-логопед работает в тесном контакте с воспитателями, посещает их занятия. Совместно с воспитателем проводят с детьми релаксацию, дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, массаж, ставят и автоматизируют звуки, развивают фонематический слух. Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда. Учитель-логопед консультирует воспитателей и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Совместно создаются в группе условия для развития различных видов деятельности с учетом возможностей интересов, потребностей самих детей.

Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности выявляет и развивает творческие способности детей, вместе с воспитателями изучают индивидуальные особенности воспитанников, планируют в ходе занятия задания разных уровней сложности, соответственно подготовке и развитию каждого ребенка. Перед занятиями по изобразительной деятельности воспитатель проводит предварительную работу с детьми в форме бесед, наблюдений, экскурсий, рассматриванию картин, чтению стихов, сказок, рассказов, также вовлекает детей в поисковую экспериментальную работу, формируя их творческую активность в изобразительной деятельности. Педагог по изобразительной деятельности принимает участие в координации совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей с воспитателями и родителями воспитанников.

Педагог хореограф с воспитателем проводят мониторинг развития танцевальных способностей дошкольников, а также влияния занятий по хореографии на улучшение состояния здоровья детей. Вместе обучают детей музыкально-ритмическим движениям, танцам с учетом их физиологических и возрастных особенностей. Воспитатель вместе с хореографом составляют сценарии, намеченные по плану танцы, развлечения, праздники, отвечают за их подготовку и проведение. Обсуждают костюмы, атрибуты к танцам, придумывают новые танцы. Совместно идет подготовка детей к участию как в поселковых мероприятиях, так и на уровне района, готовят детей к фестивалям.

Обмен профессиональной информацией об особенностях развития того или иного ребенка предусмотрен регламентом рабочих совещаний, педсоветов, но обычно необходимость взаимного обмена мнениями возникает чаще. Поэтому каждый из нас информирует друг друга об особенностях детей, конкретизируя именно ту часть информации, которая может быть полезна специалисту в решении узкопрофильных задач.

Важным моментом в работе является правильно спланированная деятельность в работе с воспитателем. Здесь нужно учитывать, что специалисты должны знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводят специалисты. Т.е. воспитателями или специалистами проводится предварительная работа перед занятием.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

Для удобства работы в нашем детском саду были разработаны:

Тетради взаимосвязи с воспитателями для организации коррекционно-воспитательной работы.

По результатам мониторинга, который проводится в начале и в конце учебного года составлены:

Индивидуальные образовательные маршруты (для одаренных детей и детей с низким уровнем развития). Т.е.

На начало учебного года по результатам усвоения уровней программы выявляются дети, уровень развития которых отличается от нормативного уровня (имеют высокий уровень). На основании выявленных данных планируется в учебном году повысить требования освоения программы по художественно-эстетическому направлению с этими детьми. Разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения художественно-творческой деятельности.

На конец учебного года в результате запланированной работы (разработки индивидуального маршрута) с детьми по повышению требований уровня освоения программы художественно-эстетического направления уровень знаний у детей вырос. Значит необходимо продолжить осуществлять дифференцированный подход к данным детям на НОД в следующем учебном году.

Мы все активно взаимодействуем со специалистами. Но хочется отметить отдельные группы, отдельных педагогов, которые особенно тесно и углубленно взаимодействуют со специалистами по направлению своего опыта работы:

Алгунова Л.М. и Голикова Н. Г. с педагогом изостудии по теме «Приобщение к истокам русской народной культуры и обогащение эмоционального восприятия детьми через фольклор»;

Евдокимова Н.С. и Ярошевич М.С. также с музыкальным руководителем и педагогом изостудии по теме «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»;

Шабашова Е.Н. и Беленко И.Н. с инструктором по физической культуре по теме «Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста».

Таким образом, вся эта деятельность, взаимодействие всех участников в педагогическом процессе успешно помогает детям легко адаптироваться в обществе, к школьному обучению.


На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, что вызывает необходимость поиска способов формирования и регулированию новых взаимоотношений с педагогическим коллективом, детьми, родителями, школой и другими социальными институтами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие воспитателя со специалистами ДОУ

в свете реализации ФГОС ДО»

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, что вызывает необходимость поиска способов формирования и регулированию новых взаимоотношений с педагогическим коллективом, детьми, родителями, школой и другими социальными институтами.

В связи с тем, что дошкольное образовательное учреждение – это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система, была разработана новая модель интеграции и координации взаимодействия педагогов, обеспечивающая единство понимания задач всеми участниками педагогического процесса, единство их действий на основе сотрудничества.

Педагогическая деятельность имеет коллективный характер, поэтому развитие командного взаимодействия позволяет решать задачи:

Повышение качества образовательной деятельности, позволяя реально учитывать интересы всех его субъектов образовательных отношений;

Активизация инновационного потенциала в педагогическом коллективе;

Повышение уровня ответственности педагогов за осуществление образовательной деятельности;

Содействие повышению мотивации профессиональной деятельности.

При введении ФГОС с «01» января 2014 года наше учреждение МБДОУ – детский сад «Берёзка» р.п. Лысые Горы являлось пилотным.

Свою работу мы начали со взаимодействия специалистов ДОУ (социальный педагог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).

Совместная деятельность педагогов ДОУ рассматривается как метод, нацеленный на создание у детей целостной картины мира.

Социальный педагог ДОУ вместе с воспитателем в своей практической деятельности проводя совместные мониторинги выявляет семьи детей, которым необходима помощь в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства. Совместная деятельность помогает в предвосхищении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также - между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.

Проводя совместные мониторинги воспитателя с педагогом-психологом ДОУ выявляются дети (например, которые отстают в развитии). На основании результатов мониторинга разрабатываются индивидуальные маршруты, которые направлены на развитие определённых интегративных качеств ребёнка.

Музыкальный руководитель и воспитатель тесно взаимодействуют. Это совместные подготовки к различным мероприятиям. Но ещё и, проводя совместный мониторинг, выявляются одарённые дети или дети, которые имеют средний и низкий уровень развития в художественно-эстетической направленности. Для тех и других детей составляется свой индивидуальный маршрут. Только тесный педагогический контакт музыкального руководителя и воспитателя даст положительный результат при проведении различных мероприятий!

Инструктор по физической культуре в ДОУ совместно с воспитателем реализуетет в образовательном пространстве здоровьесберегающие технологии. Они обеспечивают ребенку сохранение здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по формированию здорового образа жизни. Также, по итогам мониторинга и наблюдений за всеми детьми, инструктор по физической культуре приводит пример упражнения, на которое нужно обратить внимание для развития определённого элемента. Это могут быть и дозированные физические нагрузки, физкультурные минутки, паузы, оздоровительный бег на прогулке, утренняя гимнастика, пальчиковая гимнастика, дорожка здоровья, подвижные игры, спортивные игры (элементы) – все направлено на укрепление здоровья и способствует снижению заболеваемости.

Особое внимание обращает на личностно-ориентированный подход в воспитании, на развитие двигательных качеств, особенностей его индивидуального развития. Ставя в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала.

Каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе.

Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. Основа этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает на уровне каждого ДОУ. Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ, родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9). Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

Взаимодействие нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности ДОУ. Многие педагоги нашли для себя наиболее удобную и интересную форму и метод работы, которые учитывают потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Мы предоставляем каждому родителю возможность знать и видеть, как развиваются и живут их дети в группе.

Тесная взаимосвязь со всеми специалистами ДОУ даёт более широкий спектр возможностей для реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.