Главная · Дисплазия · Придумай с чем еще можно сравнить ветки черемухи сравнения запиши. Наблюдение за черемухой. Какая картина возникает в твоём воображении, когда ты читаешь строки «И ветки золотистые, что кудри, завила»? Понравились ли тебе сравнения? Почему

Придумай с чем еще можно сравнить ветки черемухи сравнения запиши. Наблюдение за черемухой. Какая картина возникает в твоём воображении, когда ты читаешь строки «И ветки золотистые, что кудри, завила»? Понравились ли тебе сравнения? Почему

Урок литературного чтения

3 класс

Образ черемухи в стихотворении С. Есенина «Черемуха»

Цель:

Показывать и учить школьников видеть в поэтическом тексте выражение чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительный образ.

Задачи:

Развивать критическое мышление учащихся:

б) образный язык стихотворной речи;

в) эмоции, чувства детей.

Воспитывать:

а) любовь к Родине, через стихотворение поэта, воспевающего красоту русской природы;

б) самооценку у учащихся и умение выслушивать мнение товарищей.

Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно вновь вас видеть на уроке литературного чтения.

Введение в тему урока.

1)Загадка о черемухе.

Ребята, предлагаю вам литературную разминку, которая поможет определить тему урока. Прочитайте текст на экране. Отгадайте загадку.

Будто снежный шар бела

По весне она цвела

Нежный запах источала

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

Докажите, что это черемуха.

(Выслушиваю ответы детей, их доказательства)

Верно.

Слайд. Рисунок на доску.

Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением «Черемуха» замечательного поэта.

Чей портрет вы видите? Слайд.

С.А. Есенина.

Рисунок на доску.

Какие стихи Есенина вы уже читали?

(«Белая береза», «Поет зима аукает», «С добрым утром»)

Итак, тема нашего сегодняшнего урока:образ черемухи в стихотворении С. Есенина «Черемуха». Открыть тему на доске.

Сядьте поудобнее и послушайте стихотворение.

(слайд черемухи , на фоне слайда чтение стихотворения наизусть учителем)

Анализ стихотворения.

Какое настроение почувствовали? Поделитесь своими мыслями.

Прочитайте сейчас текст, после чтения уточним значение некоторых слов.

(медвяная роса- ароматная, с запахом меда; Слайд

проталины- место, где стаял снег и открылась земля; Слайд

под кручею- крутой спуск, обрыв, крутое место; Слайд

зелень пряная- с острым ароматным запахом; Слайд

волна гремучая- шумная издающая громкие звуки) Слайд

- Вы помните, какие эмоции вызвало у вас это стихотворение?

А как мы с вами можем передать эти чувства на уроке литературного чтения?

(Можем научиться выразительно читать)

Давайте, постараемся прислушаться к каждому слову автора и посмотрим, как же ему удалось создать такой образ. Слайд

Прочитайте первые 2 строфы.

(образ черёмухи)

(Черёмуха душистая, ветки золотистые)

Почему золотистые?

(Блестят в лучах солнца)

(с кудрями)

(спросить 2 учащихся)

А почему Есенин говорит «сияет в серебре»?

Там «ветви золотистые», а здесь «зелень в серебре»? Почему?

(утром)

С кем можно сравнить черемуху?

Постараемся передать при чтении образ красивой черемухи, очень похожей на молодую невинную девушку.

(спросить 2 человек)

Прочитайте 3 четверостишье.

Какой образ появляется?

(Образ ручейка)

Как вы представляете этот ручеёк?

(Он очень маленький быстрый, чистый)

С кем можно сравнить ручеек?

Как прочитаем эти строки?

(спросить 2 человек)

Прочитайте строки до конца.

(Чтобы ещё раз показать как красива, величава и горда черемуха.)

Как вы думаете, о чем поёт ручей, о чем слова в его песне?

(О любви, о красоте)

Прочитайте, передав это чувство.

(спросить 2 человек)

О чем это стихотворение?

(о черемухе и ручье)

(о красоте родной природы)

Ребята, давайте еще раз выразительно прочитаем стихотворение, постараемся передать чувства, эмоции, которое вызвало у вас это стихотворение.

Рефлексия.

А сейчас, давайте тоже на некоторое время станем поэта. Предлагаю вам сочинить синквейн. Слайд

Правила написания синквейна вы видите на экране.

первая строка – одно слово, существительное, отражающее главную идею;

вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвертая строка - предложение, показывающее отношение к теме;

пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Поработаем группами по рядам. Вам будут предложены опорные слова, выберите те, которые будут близки вашей группе. Объединитесь в группы.

Музыка.

Дети, над каким стихотворением мы сегодня с вами работали?

Какова же основная тематика стихов Есенина?

Слайд

Домашнее задание.

Самооценка.

помощь при написании синквейна

1 строка- черёмуха

2 строка - яркая, чудесная, пышная, красивая, ароматная, молодая, цветущая, душистая

3 строка - украшает, освежает, раскинулась, царствует, слепит, ласкает, волнует, будоражит, радует

4 строка - Заставляет волноваться. Благоухает всё вокруг. От её запаха кружится голова. Заставляет моё сердце трепетать.

5 строка - весна, красота, волшебница, красавица, чудо, царица, праздник

Воспитатель с детьми наблюдают за цветущей черемухой или рассматривают веточки.

Воспитатель (загадывает детям загадку)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела.

Нежный запах источ&па,

А когда пора настала -

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха.)

Сегодня мы будем рассматривать цветущую черемуху. Про нее сложено много стихов, песен. Послушайте:

Черемуха душистая С весною расцвела, И ветки золотистые, Что кудри, завила… Черемуха душистая, Развесившись, стоит, И зелень золотистая На солнышке горит.

С. Есенин

Посмотрите, какие удивительные превращения произошли в жизни черемухи. Она покрылась листвой, зацвела. А цветы у нее очень душистые, ароматные, так и хочется вдохнуть этот аромат. Я наклоню к вам ветки, а вы понюхайте.

Воспитатель наклоняет ветку черемухи, чтобы дети почувствовали аромат цветов.

Сейчас мы рассмотрим цветы черемухи и узнаем, почему в стихотворении говорится, что ветки у черемухи золотистые.

Посмотрите, цветы у черемухи белые, а в середине - желтые тычинки, как маленькие желтые свечки. Это они

придают цветкам золотистый цвет. У черемухи много-много меленьких цветочков, но отдельно ли расположены они?

Дети отвечают.

Правильно, они сидят вместе. Это называется кисть. Маленькие цветочки собраны у черемухи в кисть. Кистей много, поэты их сравнивают с кудрями, а ветки выглядят золотистыми от солнечного света и желтизны тычинок-свечек. А что значит «черемуха душистая»?

Дети предлагают свои варианты ответов.

Душистая - значит ароматная, пахучая, благоухающая, имеющая приятный запах.

Детям предлагается еще раз полюбоваться цветущей черемухой, понюхать ее цветы. Можно еще раз прочитать стихотворение.

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные результаты: знать и называть имя, отчество и фамилию великого русского поэта, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, быстро просматривать текст, наблюдать как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом он испытывает, пользоваться элементарными приемами анализа текста.

Метапредметные:

регулятивные УУД : предлагать формулировку цели и задачи урока, соотносить ее выполнение с формулировкой в конце урока, читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно), планировать работу в группе, оценивать результаты своей работы на различных этапах урока;
познавательные УУД : анализировать текст с опорой на систему вопросов учителя, наблюдать, сравнивать, обобщать, находить в тексте сравнения, эпитеты, развивать внимание, память;
коммуникативные УУД : высказывать свою точку зрения, участвовать в диалоге в группе, проявлять терпимость к другому мнению.

Личностные результаты: проявлять интерес к творчеству поэта и чтению его стихов, с гордостью и уважением относиться к наследию поэта, воспевающего в своих произведениях красоту России, рассказывать о своих чувствах, связанных с восприятием произведения, рефлексировать по поводу выполняемой работы.

Ресурсы и оборудование:

  • Учебник “Литературное чтение” (3 класс) авт. Л.Ф. Климанова, часть 2, с. 55-56;
  • Словари: С.И. Ожегов Словарь русского языка; Словарь – синонимов русского языка;
  • Ноутбук;
  • Электронная доска;
  • Изображение цветущей черемухи;
  • Электронное приложение к учебнику;
  • Карточки для самооценки (по количеству учащихся).

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональная зарядка доброты. (Подарим друг другу свои улыбки и с хорошего настроения начнем урок.)

2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения А. Блока “Ворона”. Оценочные суждения.

3. Актуализация знаний детей. Целеполагание, формулирование учебной задачи урока.

– Сегодня я предлагаю вам перенестись в далекое прошлое, и очутиться на Рязанской земле. Представьте, что мы выходим на крутой берег Оки. Мы так высоко стоим, что, кажется, можно достать рукой до облаков. Все здесь волнует, заставляет замереть от восторга: озера с молчаливой осокой и белыми лилиями, заливные луга с терпким ароматом мяты. Рядом раскинулось село Константиново. Здесь 21 сентября 1895 года родился человек, который сделал это село известным во всем мире. С этим поэтом мы познакомились во 2-ом классе, когда изучали стихотворения “Поет зима – аукает…”, “Береза”.
– Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Сергею Есенину.)
– Да, на этом уроке мы еще раз обратимся к творчеству Сергея Есенина и познакомимся с ним поближе. Отгадайте загадку и узнаете, как называется его стихотворение.

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.

4. Словарная работа.

Подберите сравнения:

Черемуха
душистая, как …
белая, будто…
кудрявая, словно…

– Какой весной ручеек?

Подберите сравнения:

Ручеек
звонкий, как…
прозрачный, будто…

Подберите слова, называющие действие весеннего ручейка. (Журчит, струится, течет, звенит, сверкает на солнце.)
– Представьте, пришла весна. На деревьях распустились новенькие, молоденькие листочки. Вспомните, какие они?

Зелень (какая?)…

– А вы видели росу? Какая она?

Роса (какая?)…

У С. Есенина зелень и роса совсем необычные. Прочитав стихотворение, мы узнаем, какая еще бывает роса, зелень.

Игра “Продолжи фразу”.

Вкрадчиво… Подберите близкие по значению слова (робко, несмело). Объясните и покажите как это.

У проталинки… Что это такое? Когда бывают проталинки?

Задание по группам. Закончи предложение.

1-я группа: Черемуха душистая…

2-я группа: Зелень золотистая…

3-я группа: Ручей волной гремучею… (Посмотреть по словарю лексическое значение слова гремучею, объяснить .Гремучая – шумная, издающая громкие звуки.)

Прослушивание групп и оценка результатов работы.

– Вы составили замечательные предложения, подобрали хорошие сравнения. Все эти строки использовал С. Есенин, чтобы описать красоту весенней природы. Итак, посмотрим, как это получилось у него.

5. Прослушивание звукозаписи стихотворение под звуки музыки.

6. Беседа по первичному эмоциональному восприятию.

– Понравилось ли вам стихотворение? Чем понравилось? Что запомнилось больше всего? Что вас особенно поразило?

7. Работа с учебником. Самостоятельное чтение учащимися. Задание: Прочитайте и представьте картины, описанные поэтом. Что бы вы нарисовали к стихотворению? (Версии детей.)

– Сейчас мы с вами будем анализировать стихотворение, и, я надеюсь, что у вас возникнут более полные и точные картины.

8. Физкультминутка. Выполнение упражнений “Крюки Деннисона” из “Гимнастики для мозга” (Кинезиология) (Музыкальное сопровождение Григ “Утро”.) (Приложение 2.)

9. Анализ текста.

а) – Какое время года описывается в стихотворении? (Весна.) Докажите это. Найдите в тексте слова, словосочетания, передающие оживающую, просыпающуюся природу (с весною расцвела, проталинки).

– Какие цвета преобладают в стихотворении? (Золотистый, серебристый.) Какое настроение они создают?

б) – А теперь еще раз обратимся к тексту. Прочитайте 1-ое четверостишие и найдите в нем еще слова, создающие впечатление праздника. (Душистая, кудри завила.) О ком так пишет автор? (О черемухе). Кто так обычно готовится к празднику? (Девушка.) С кем же можно сравнить черемуху? (С девушкой, невестой.)
– Какое слово помогает не только увидеть, но и почувствовать картину, нарисованную поэтом? (Душистая). Подберите к слову “душистая” слова, близкие по значению. (Пахучая, благоухающая, ароматная).
– Найдите в тексте, что сделала черемуха? (С весною расцвела.) Почему с весною? Есть же другие фразы “весной”, “перед весной”? Что хотел сказать Есенин, говоря “с весной”? Как это? (“За ручку с весной”, весна набирает силу и вместе с нею расцветает и набирает силу черемуха.)
– Почему автор называет ветки “золотистыми”? Откуда этот цвет? (От солнца, от цветочных тычинок.) С какой интонацией мы будем читать эти строки?
– Правильно. Восхищенно.

Игра “Собери четверостишие”.

Чтобы было проще запомнить стихотворение, поиграем. Соберите четверостишие и прочитайте, подхватив заданную интонацию, как будто читает один человек. Кто запомнил? Оценочные суждения.

в) Прочитайте следующие четыре строки. Какое слово использует С. Есенин для описания росы? (Медвяная.)

– Вслушайтесь в это слово. От какого слова оно произошло? (Мед.) А мед, какой? (Липкий, тягучий.) Значит и роса на коре черемухи тоже липкая и тягучая. Какие слова подтверждают это? (Сползает.) Как вы понимаете это слово? (Медленно тянется.) Откуда же на коре дерева медвяная роса? Когда она появляется? (Когда лопаются почки.)

– Какие бывают листочки, когда они только-только появляются, вылупляются из почки? (Нежные, маленькие, сочные, мягкие.) Какое слово выбрал Есенин для описания зелени? (Пряная.) Почему? (Пряный – это горьковатый, ароматный по запаху и вкусу.) Почему зелень в серебре? (Блестит от росы.)

Вывод. Итак, С. Есенин описывает черемуху, которая только распустилась. Совсем маленькие листочки, еще мокрые, невысохшие от сока, сияют в серебре. Зелени еще совсем мало. Какие же чувства хотел передать поэт? (Восторг, радость, восхищение.) Значит, с какой интонацией будем читать 2-ое четверостишие? (Восхищенно!)

Игра “Собери четверостишие”.

г) Найдите в тексте еще строки, описывающие черемуху. Прочитайте.

– Какая прическа была у черемухи в начале стихотворения? (Кудри завила.) А какой внешний вид имеет черемуха в этом четверостишье? (Развесившись стоит.) Почему? (Сначала листья были не совсем распустившиеся, а теперь стали больше, тяжелее.) Какая теперь зелень? (Золотистая, на солнышке горит.) Наша черемуха изменилась! Почему же С. Есенин дважды обращается к описанию черемухи? (Черемуха меняется, набирает силу вместе с весной.)
– Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Что вы видите? (На первом рисунке – пробуждающаяся черемуха, а на втором – черемуха в полном цвете.)

Вывод. Итак, черемуха изменилась, а изменилось ли отношение к ней С. Есенина? (Нет, он еще больше продолжает восхищаться этим удивительным творением природы, этим расцветом жизни.) С какой интонацией будем читать это четверостишье? (Восхищенно.)

Игра “Собери четверостишие”.

д) Какой еще образ, кроме черемухи присутствует в стихотворении? (Ручей.) Найдите описание ручья.

– Какое слово говорит о размере ручья? (Маленький.) В каких еще словах подтверждается, что ручей маленький? Где он бежит? (В траве между корней.) Какой ручей по цвету? (Серебряный.) Почему? (Он переливается на солнце, прозрачный, пронизан солнечными лучами.) Найдите слова, передающие действие ручья? (Бежит, струится.) Как понимаете слово “струится”? Подберите, близкое по значению (Льется, течет). Как выдумаете, такой маленький, робкий, нежный, совсем еще юный ручеек какие по силе звуки может издавать? (Тихие, спокойные, робкие.) С какой же интонацией будем читать это четверостишье? (Нежно, спокойно, немного робко.)

Игра “Собери четверостишие”.

е) Есть ли еще строки о ручье? Прочитайте. Найдите слова, показывающие действие ручья. (Обдает волной.) Сравните, что он делал до этого? (Бежал, струился.) Изменился ручей? (Да, была струйка, а стала волна.) Да, у нашего ручейка появилась сила. Какое еще слово подтверждает, что ручей изменился? Волна какая? (Гремучая.) Каким же здесь изображен ручей? (По силе – сильный, по звуку – шумный, громкий. По характеру – настойчивый. Он обдает ветви черемухи, как бы заставляя гордую красавицу обратить на себя внимание. Кого вам напоминает ручей? (Юношу.)

Рассматривая образ черемухи, мы заметили, что она изменилась, а теперь видим, что и ручей изменился. Есть ли что-то общее в этих изменениях? (Да. Весна набирает силу и вместе с ней природа.) С какой интонацией будем читать эти строки? (Настойчиво, дерзко.) Прочитайте две последние строчки. О чем может петь ручей? (О любви, о весне.) Как будем читать эти строки? (Нежно.)

Игра “Собери четверостишие”.

ж) Внимание! Конкурс на лучшего чтеца по группам. Прочитайте все стихотворение, соблюдая паузы, передавая настроение автора, а также ваше отношение. Оценочные суждения.

10. Домашнее задание (дифференцированное). Я думаю, что вы за время урока достаточно близко познакомились со стихотворением и строки его еще свежи в голове. Дома вам останется только повторить его.

Черемуха не только внешне красива, но и очень полезна. Чем она полезна нам расскажет на следующем уроке 1 группа. (Под руководством учителя дети будут искать информацию в справочной литературе и на заданном сайте сети Интернет, готовить сообщения.)

Иллюстрирование стихотворения – 2 группа.

11. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.

– Как вы думаете, что С. Есенин показал нам в своем стихотворении? Каковы его главные мысли? (Любовь к родному краю, к природе.) Что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее красотой? (Еще ее надо беречь и охранять.) Давайте же будем беречь и любить каждую травинку, каждую бабочку, все живое, что нас окружает, так как наш мир будет бедным, невзрачным, мертвым без красоты живой природы. (Проанализировать, достигнуты ли на уроке учебные задачи.) Что нового вы узнали о С. Есенине? Что открыли? Какое чувство осталось у вас после прочтения стихотворения? Есть ли у кого желание узнать что-то новое о поэте и познакомиться с другими его произведениями? Ребята, что удалось и что не удалось? Что было особенно трудно и над чем еще предстоит потрудиться? За что вы похвалили бы себя?

Самооценка. Оценивание своей работы с точки зрения усвоения новой информации:

  • узнал много интересного и многое запомнил
  • узнал многое, но не все запомнил
  • узнал мало и мало, что запомнил, нужно еще повторить

Оценочные суждения учителя с созданием ситуаций успеха, отметить продвижения учащихся.

Я надеюсь, урок вам запомнился и вам еще захочется прочитать и другие стихотворения С. Есенина и через них открыть и понять самого поэта.

Стал знаменитым благодаря своей удивительной способности создавать неповторимый мир чувств, переживаний, красоты природы и животных. Автор рисует перед читателями яркие картины, пишет легко и понятно. А у читателей перед глазами возникаю живые образы растений, природы, животных.

В стихотворении «Черёмуха» поэту удаётся не просто изобразить растение, окружающую природу, как это мог бы сделать художник. Сергей Есенин использует все богатые средства языка. Поэт отлично понимает, что только словом можно рассказать обо всём: заставить читателей увидеть черёмуху, услышать звук струящейся воды, почувствовать тонкий аромат, ощутить прикосновение горячей зелени и бегущей волны ручья.

Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1915-м году, в том же году произведение опубликовали в журнале «Мирок». Мартовский номер познакомил читателей, поклонников творчества поэта с его новым стихотворением о природе.

Окружающий мир передан здесь во всех оттенках, в красках и звуках, запахах, в движении. Произведение относят к «деревенскому» направлению. У Сергея Есенина достаточно много стихотворений, которые рассказывают читателям именно о природе, животных, неуловимой жизни чудесного многогранного окружающего мира, который чаще всего мы просто не замечаем.

Сюжет, композиция, рифма

В стихотворении «Черёмуха» поэт делится собственными впечатлениями о природе. Однако образ лирического героя здесь не выписан. Стоит отметить, что в подобных стихотворениях, представляющих скорее лирические монологи Есенина о природе, животных, окружающем мире, чаще всего нет лирического героя. На нём автор не делает акцент, поскольку мы, читая такие произведения, должны сами ощутить себя частью окружающего мира. Читатель переносится в конкретное пространство: здесь бежит ручей, пахнет черёмуха, нагревается на солнце зелень, скатывается по коре роса. Сергей Есенин создаёт настолько яркую, многогранную картину, что добивается настоящего эффекта присутствия.

Сюжета как такового в произведении нет, однако поэт с логической последовательностью рассказывает о природе, использует рефрены . Очень оригинальное решение, характерное для творчества поэта, – олицетворение растений, природных объектов. Если внимательно прочесть стихотворение, можно смело сказать, что здесь Есенин раскрыл нам тайну зарождающейся любви прекрасной цветущей черёмухи и энергичного ручья, который вкрадчиво поёт ей песни, подобные серенадам.

Композиция произведения линейная, есть и элемент кольцевого построения, рефрен первой строчки. Написано произведение двустопным ямбом . Рифма перекрёстная: рифмуются вторая и четвёртая строчки, первая и третья. Стихотворение не разделено на строфы, хотя условно его можно поделить на пять строф по четыре строчки. Всего в произведении двадцать строчек средней длины.

Художественные средства в стихотворении «Черёмуха»

В небольшом стихотворении богатый калейдоскоп художественных средств, которые мастерски использует Сергей Есенин. В первых четырёх строках используются красочные эпитеты (душистая, золотистая ), сравнение (ветки, что кудри ), олицетворение (черёмуха завила ). Деревце предстаёт юной девушкой с золотистыми душистыми ветками, которые она сама завивает. Это черёмуха в период её расцвета, когда наступает долгожданная весна.

В следующих четырёх строках Есенин рисует картину окружающего мира. В нём, точно в прекрасной раме, сияет черёмуха. Здесь используются красочные эпитеты (медвяная, пряная, сияет в серебре ), сравнение (в серебре – в росе ), олицетворение (сползает , будто роса намеренно медленно сползает по коре, а не просто стекает по ней). Ощущается природу, пряный запах зелени.

Далее поэт рассказывает о ручье – прекрасном соседе черёмухи. Всё происходит около дерева, черёмуха остаётся главной героиней, хотя о ней прямо и не говорится. Зелень была под черёмухой, ручей бежит рядом с ней. В этих строках видно проталинку, траву и корни дерева, между которыми струится ручей. Он маленький, серебряный. Тут вновь используется эпитет , красочное прилагательное.

В следующих строках автор возвращается к главной героине стихотворения и вновь повторяет первую строку. Черёмуха стоит «развесившись» , золотистая зелень горит, нагревается на солнышке. Завершается стихотворение описанием ручья, который обдаёт волной ветки черёмухи, поёт ей песни. Здесь мы видим экспрессивные определения (волной гремучею, вкрадчиво ), олицетворение (ручей поёт песенки ).

Так Сергей Есенин рассказал читателям о красоте ручья, весенней зелени, прекрасной черёмухи. В стихотворении слышен звук бегущей воды, чувствуется аромат зелени и черёмуховых веток, ощущается горение нагретой солнцем травы. Богатство языка Есенина, его умение мастерски использовать художественные средства, создавать запоминающиеся образы проявились здесь в полной мере.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина

Людмила Жура
Беседа о весне. Заучивание стихотворения С. Есенина «Черёмуха».

Беседа о весне . Заучивание стихотворения С . Есенина «Черёмуха » .

Цели занятия :

1. Воспитывать интерес к русской поэзии, показать напевность языка стихотворения , развивать внимание и творческое воображение.

2. Развивать связную речь и память при заучивании стихотворения , образное мышление.

3. Учить определять и высказывать свои чувства, возникающие при прослушивании и стихотворения .

4. Учить выразительно рассказывать стихотворение .

Предварительная работа : чтение стихов С . Есенина о природе , рассматривание иллюстраций цветущих деревьев. Беседа о полезных свойствах, особенностях черёмухи . Аппликация «ветка черёмухи » .

Оборудование : доска с иллюстрациями черёмухи , цветущих деревьев, портрет С. Есенина , ноутбук для просмотра слайд –шоу.

Ход занятия:

Организационный момент :

В : Какое время года? (весна )

В : Какой месяц? (май)

В : На Север весна приходит поздно . Мурманскую природу в цвету можно увидеть только в июне, а в тёплых краях всё по-другому : цветут сады в мае, ярко светит солнышко. небо голубое-голубое, воздух прозрачен и чист. Май – это весна цветов .

В : А сейчас хотите увидеть как цветут деревья черёмухи ?

В : Садитесь на стульчики, постарайтесь не только увидеть, но и почувствовать вкус, запах весны , услышать звуки.

Просмотр слайд-шоу, прослушивание произведение «Апрель» из цикла «Времена года» Чайковского.

В : Что увидели? (просыпается природа, распускаются листочки, цветы)

В : Что услышали? что представили? (пение птиц, голоса людей, шуршание веток, шелест листвы, летающих бабочек, жужжание насекомых)

В : Вам понравилась цветущая черёмуха ? С чем бы вы её сравнили?

(черёмуха словно облако ; одуванчик; ромашка; подснежник; белое платье невесты)

В : Весна – время года , которое нравится всем. Люди творческие стараются отразить свои чувства и эмоции в произведениях.

В : Что делают композиторы? Художники? Поэты? (пишут картины, сочиняют музыку, сочинят стихи ) Каким другим словом можно назвать стихи ? (поэзия)

В : Из года в год весна приходит на землю , вызывая самые разные чувства у людей. Почти 100 лет назад было написано стихотворение «Черёмуха » . Его автор С. А. Есенин , русский народный поэт. Стихи Есенина полны звуков , запахов и красок. Он называл свои стихи песней и говорил , что его песня отзовётся и останется в людских сердцах.

В : Где родился и вырос поэт (село Константиново) .

Сейчас оно называется Есенино .

В : Как вы думаете, почему Есенин писал стихи о природе ? (хотел, чтобы люди узнали, какую он видел красоту, чем он любовался, чему радовался; с помощью стихов можно сказать красиво о природе; чтобы рассказать о том, как выглядит черёмуха , когда цветёт; чтобы мы узнали о его чувствах, желаниях)

В : Сегодня мы будем заучивать и запоминать знакомое вам стихотворение «Черёмуха »

Чтение стихотворения «Черёмуха » (смысловая пауза)

В : Вам понравилось стихотворение ?

В : Что почувствовали? Почему? (радость, грусть)

В : О ком, о чём рассказал поэт в стихотворении ? черёмухе , о ручье)

В : Что понравилось в стихотворении ?

В : Как вы думаете, в какую погоду писал поэт стихотворение ? (погода была жаркая, ярко светило солнце)

В : Я открою вам секрет, поэт писал стихотворение о черёмухе , любуясь на неё утром, а потом днём.

Этюд «Черёмуха утром » (физминутка) .

В : Представим себя черёмухой в утренние часы . Солнце светит не ярко, слегка освещая деревья и землю, дует лёгкий ветерок, деревья тихо покачиваются.

В :

В : Как поэт рассказал о черёмухе в начале стихотворения ? (2-3 ответа)

Черёмуха душистая с весною расцвела

И ветки золотистые, что кудри завила.

В : Черёмуха душистая , а как её по-другому можно назвать? (ароматная, пахучая, вкусная)

В : Какую черёмуху вы представили , когда услышали эти строчки? (большая, белая, вся в цвету)

В : Почему ветки золотистые? (много жёлтых тычинок на цветах)

В : Черёмуха дерево медоносное . Почему поэт называет росу медвяной? (капельки сока черёмухи похожи на капельки мёда, с запахом мёда)

В : Цветы черёмухи душистые , ароматные, а вот запах черёмухи отпугивает даже насекомых. Почему? (сильный, резкий)

В : Вспомним, как о красоте листьев черёмухи говорит поэт ? (2-3 ответа)

Кругом роса медвяная сползает по коре,

Под нею зелень пряная сверкает в серебре

В : А теперь вспомним, как в начале стихотворения выглядела черёмуха ?

Чтение первого четверостишья. (1-2 ответа)

Черёмуха душистая с весною расцвела

И ветки золотистые, что кудри завила.

Кругом роса медвяная сползает по коре,

Под нею зелень пряная сверкает в серебре

В : А о чём ещё идёт речь в стихотворении ? (о ручье)

В : Где спрятался ручей? (в траве, между корней)

В : Я прочту как поэт говорит об этом.

В : А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей

В : Ребята, а теперь покажем, как изменилась черёмуха днём .

Этюд «Черёмуха днём » (физминутка)

В : Солнце светит ярко, ветки черёмухи раскрылись , тянутся к солнцу.

В : Черёмуха душистая , развесившись, стоит,

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт

В : Вспомните, какая стала черёмуха днём ? (ответы детей)

Черёмуха душистая , развесившись, стоит,

А зелень золотистая на солнышке горит

В : Давайте расскажем каким стал ручей?

В : Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт

В : Где протекает ручей? Что такое проталинка? (место, где растаял снег, открылась земля)

В : Почему у ручья волна гремучая? (ручей гремит, шумит, течёт, не стоит на месте)

В : А как вы понимаете слово «обдаёт» ? Каким другим словом можно заменить его? (обливает, окатывает, обрызгивает)

В : Как вы понимаете выражение «вкрадчиво песенки поёт » ? (осторожно, нежно, ласково)

В : Расскажите, как поэт говорит о черёмухе днём ?

В : Кто запомнил всё стихотворение , расскажите его.

Выразительное чтение стихотворения детьми .