Главная · Артроз · Действительно ли евреи - самый умный народ на земле. Неужто евреи - самый умный народ на Земле? Антисемиты умные люди

Действительно ли евреи - самый умный народ на земле. Неужто евреи - самый умный народ на Земле? Антисемиты умные люди

“Еврейская голова”, - говорят во всем мире, когда хотят отметить чью-либо сметливость. “А идише коп”, - с некоторым самодовольством кивают в таких случаях сами евреи. Даже антисемиты не отрицают умственного превосходства ненавистной им нации; более того, именно в этом превосходстве они и усматривают наиболее зловещую составляющую “еврейской угрозы”.

Расхожая истина об интеллектуальной мощи евреев европейского происхождения – ашкенази – легко подтверждается эмпирически. Всем известно преобладание, если не сказать засилье евреев в областях, требующих высокого умственного потенциала (наука, медицина, юриспруденция, искусство, бизнес, финансы). Евреи составляют всего 2% населения США, но на их долю приходится 27% Нобелевских премий, присужденных американцам (в иные годы список нобелевских лауреатов вообще выглядит как “голый идн”, как говорят в Одессе).

Известно и то, что евреи ашкенази в среднем дают наиболее высокие показатели из всех этнических групп и национальностей в тестах на коэффициент умственного развития IQ - на 12-15 пунктов выше среднего значения, равного 100. А число обладателей очень высокого IQ (140 пунктов и выше) среди евреев в шесть раз превышает соответствующий показатель для североевропейцев.

Как объяснить этот неоспоримый факт? Богоизбранностью еврейского народа? Оставим теологические аргументы ученым богословам. Есть куда более простое и логичное объяснение. Приобретение знаний издавна рассматривалось евреями как самый верный путь добиться успеха в жизни. Ученость всегда и везде была окружена в еврейской среде трепетным пиететом; отличительной чертой любой еврейской общины, даже самой нищей, была поголовная грамотность; еврейские родители видели свою первейшую обязанность в том, чтобы дать образование детям, по социальной шкале неимущий знаток торы стоял неизмеримо выше богатого купца, который почитал за счастье выдать дочку за сына бедняка-раввина или кантора.

На протяжении веков эти традиции интеллектуализма пустили прочные корни в еврейском сознании, породив неодолимую тягу к знаниям едва ли не на уровне инстинкта. Но – при всей серьезности этого довода – исчерпывает ли он вопрос? Полностью ли объясняет феномен “идише коп”? Да и вообще, можно ли серьезно говорить об этом?

Можно, заявили трое ученых из университета штата Юта. В статье, которая была напечатана в научном журнале Journal of Biosocial Science, Грег Кокран и два его соавтора заключили, что высокий уровень умственных способностей евреев-ашкенази есть непреложный факт, и предложили его физиологическое объяснение.

В сжатом виде оно формулируется так: еврейский интеллектуализм явился итогом дарвинистского естественного отбора, закрепившегося на генетическом уровне.

В Средние века евреи, рассеявшиеся по странам Европы, оказались под жесточайшим прессом. Закон запрещал им владеть землей, носить оружие, в ремесленные гильдии их не принимали. Фактически единственными видами занятий, открытыми для евреев, были торговля и банковское дело. Этому способствовали особые обстоятельства. Христианам и мусульманам религия запрещала иметь дело друг с другом, а с евреями и тем, и другим общаться разрешалось. В силу этого евреи стали естественными посредниками в коммерческих отношениях между двумя гигантскими религиозно-географическими блоками.

Христианам и мусульманам было запрещено заниматься ростовщичеством. Одалживать деньги никому не возбранялось, но давать их в рост – Боже упаси! Однако существовала хитрая лазейка: должник обязан был покрыть убытки, понесенные заимодавцем из-за нехватки ссуженных денег, причем размер убытков определялся на глазок самим кредитором. Стоит ли говорить, что все, кому требовался заемный капитал, за версту обходили единоверцев и валом валили к евреям-ростовщикам! Как ни противно иметь дело с “врагами Христа и человечества”, зато гораздо легче жить, когда знаешь точную сумму своей задолженности.

А поскольку кредит есть материнское молоко любой хозяйственной деятельности, периодические погромы и изгнания евреев неизменно приводили к экономическому хаосу, и после недолгой отлучки поневоле приходилось приглашать “кровопийц” обратно. При этом нужно отметить, что при всем своем религиозном пыле погромщики отнюдь не забывали о своих более земных интересах. Участники погромов перво-наперво кидались сжигать долговые расписки евреев-ростовщиков, и только потом у них закипала кровь при мысли о том, что “эти гады Христа распяли”.

Как бы то ни было, евреям волей-неволей приходилось специализироваться в областях, где успех зависит в первую очередь от живости ума и деловой сметки. Это подтверждается, в частности, данными современных научных исследований, которые показывают, что в таких областях, как банковское дело, умственные способности (в виде коэффициента IQ) дают высокую степень корреляции с размером заработков.

Этот факт, а также стопроцентная генетическая изоляция евреев (среди них до сих пор существует сильное предубеждение против смешанных браков, а в Средние века о смешении с окружающим населением просто речи быть не могло) послужили отправной точкой исследования Грега Кокрана. Исторические документы свидетельствуют, что наиболее удачливые в делах евреи имели самое обширное потомство. Оно и понятно: дети богатых родителей росли в более благоприятных условиях, лучше питались, имели доступ к более квалифицированной медицинской помощи.

Корреляция умственного развития с деловым успехом с одной стороны и делового успеха с плодовитостью с другой давали особо сметливым дополнительные шансы в борьбе за выживание. Но нельзя ли предположить, что существуют гены, ответственные за умственные способности, которые наиболее удачливые в жизни люди передают своим потомкам? Грег Кокран и его соавторы утверждают, что дело обстоит именно так, и что им удалось идентифицировать гены интеллектуальной одаренности. Оказалось, что это как раз те самые гены, которые являются причиной целого ряда наследственных заболеваний, поражающих только евреев-ашкенази и никого больше.

О том, что небольшие генетически изолированные популяции подвержены наследственным заболеваниям, известно давно. Постоянное скрещивание с родственниками, пусть даже дальними, снижает генетическое разнообразие, в результате чего случайным образом происходит распространение генов ряда болезней. Однако именно в силу своего случайного характера этот процесс лишен каких-либо закономерностей.

Но не в случае евреев-ашкенази, утверждают ученые из Юты. Из полутора десятков генов, ответственных за распространение специфических для евреев-ашкенази наследственных заболеваний, большинство принадлежит к одному из двух типов: они либо участвуют в накоплении в нейронах специальных жиров – сфинголипидов, которые стимулируют мозговую деятельность, либо причастны к репарации ДНК. Гены первого типа ответственны за неврологические заболевания, такие как болезнь Тея-Сакса, синдром Гоше или болезнь Ниманна-Пика. Гены второго типа детерминируют уязвимость для рака, в первую очередь рака молочной железы, которому еврейки-ашкенази статистически подвержены в повышенной степени.

Действительно, не похоже на случайность. Особенно потому, что в ряде случаев гены, ответственные за определенные наследственные заболевания, встречаются в нескольких разновидностях, каждая из которых явилась результатом независимой мутации. Иными словами, мутировавшие гены сохранились в популяции по механизму естественного отбора. Но разве это не противоречит самому принципу эволюции, которая защищает организм, избавляя его от дефектных генов посредством естественного отбора? С чего это вдруг эволюции пришлись ко двору генетические заболевания? Оказывается, тому могли быть весьма веские причины.

Жители Западной Африки и их потомки подвержены уникальному генетическому заболеванию под названием серповидноклеточная анемия, которое больше не встречается ни в одном другом этносе. Эта болезнь развивается у лиц, у которых красные кровяные тельца содержат особый тип гемоглобина, но только в тех случаях, когда они наследуют от обоих родителей копии гена, ответственного за производство вредного гемоглобина.

У носителей лишь единичной копии дефектного гена болезнь не проявляется. Зато она наделяет их иммунитетом против малярии – страшного бича населения тропической Африки. Таким образом, согласно теории, давление отбора, способствующее сохранению в популяции гена серповидной клетки ввиду его противомалярийных свойств, уравновешивает давление отбора в пользу вытеснения этого гена из популяции, чтобы защитить ее от анемии. Благодаря такому равновесию сил ген сохраняется в генофонде, но не доминирует в нем.

Доктор Кокран и его коллеги считает, что нечто подобное произошло и среди евреев-ашкенази. Гены, в единичной копии ответственные за развитие умственных способностей, при наличии двойной копии вызывают патологию. На это указывает их специфический механизм. Все генетические заболевания, связанные с накоплением сфинголипидов (уже упомянутые болезнь Тея-Сакса, синдром Гоше, болезнь Ниманна-Пика), сопровождаются перепроизводством означенных липидов.

Если этот процесс носит избыточный характер, как у носителей двойной копии гена, результатом становится болезнь. Но вполне может быть, что наличие единичной копии тоже способствует перепроизводству сфинголипидов - не настолько сильному, чтобы иметь печальные последствия, но достаточно заметному, чтобы дать толчок мозговой деятельности, т.е. усилить умственные способности.

Эмпирические данные подтверждают, что такая возможность вполне реальна. Например, лица, пораженные синдромом Гоше, единственной из указанных болезней, которая проявляется в зрелом возрасте, обладают интеллектом намного выше среднего. Среди пациентов израильской клиники, специализирующейся на этом заболевании, число лиц с высшим образованием (инженеров, ученых, юристов, бухгалтеров) далеко превышает статистический средний уровень.

Работа находится лишь в начальных фазах, но Грег Кокран и его коллеги убеждены: со временем им удастся доказать, что единичная копия генов болезни Тея-Сакса, синдрома Гоше и болезни Ниманна-Пика повышает коэффиц иент IQ их носителей приблизительно на 5 пунктов. Иными словами, евреи действительно обладают более сильным интеллектом, но им приходиться расплачиваться за свое умственное превосходство дорогой ценой - генетическими заболеваниями.

Нельзя не поражаться мужеству ученых из Юты, которые посмели коснуться вопроса об интеллектуальном неравенстве в обществе - темы, полностью табуированной канонами политкорректности. Ведь если допустить, что какая-то группа в том или ином отношении стоит выше других, из этого с неизбежностью вытекает, что какая-то другая группа окажется на противоположном полюсе.

Упаси вас Боже, например, будучи в либеральной компании, вслух подивиться очвидному атлетическому превосходству негритянских спортсменов – их поразительной прыгучести, скорости, координации. Реакция последует незамедлительно – вас в лучшем случае гневно оборвут, а в худшем – ославят как расиста и подвергнут остракизму.

Причина проста: разрешить делать обобщенные выводы по поводу физических качеств той или иной этнической группы значит дать зеленый свет сравнениям и других ее свойств, а это чревато… М.Е. Салтыков-Щедрин в свое время иронически советовал чиновникам не лебезить перед вышестоящими, ибо “восхищение начальством подразумевает возможность и невосхищения оным”. Но если классик русской литературы предписывал перед начальством “трепетать”, то рецепт политкорректности - помалкивать.

В 1994 году в Америке вышла в свет фундаментальная монография под названием The Bell Curve (“Кривая нормального распределения”) известных социологов Ричарда Хернстайна и Чарльза Марри. Авторы осторожно - крайне осторожно! - затронули проблему межрасовых различий, выявленных в многочисленных тестах на IQ. В частности, они отметили давно известный специалистам факт, что афроамериканцы в среднем уступают белым по этому показателю.

Боже, что тут началось! Такой свистопляски, такой словесной бури Вашингтон не видел, наверное, со времен травли президента Никсона. Стены тряслись от неистового воя прессы, которая, захлебываясь от негодования, на чем свет стоит поносила авторов как отъявленных расистов. При том, что любому, кто дал себе труд ознакомиться с преступной книгой, было ясно: за малыми исключениями никто из заходившихся в истерике критиков прочесть ее не удосужился. Да, впрочем, политкорректность и не требует знакомства с объектом ненависти: вполне достаточно проявить себя “политически грамотным, идейно выдержанным и морально устойчивым”, как говаривали в советские времена.

По иронии судьбы история с нашумевшей книгой Хернстайна-Марри в какой-то мере подтвердила главный тезис настоящей статьи. Перед самой публикацией монографии хитрый еврей извернулся и умер, предоставив всем шишкам валиться на своего соавтора-ирландца. Хернстайн доказал, что у него на плечах “еврейская голова”, оставив в удел своему незадачливому коллеге “еврейское счастье”.

Евгений Львович Островский (Виктор Вольский)
(1938-2015)


Однажды он связался по электронной почте с почетным профессором антропологии Университета Юты и членом национальной академии наук США Генри Харпендингом. «По-моему, я разгадал эту тайну», - написал Кохрен коллеге. По мнению Грегори, именно «дефектные» гены обеспечивали евреев повышенным коэффициентом интеллектуального развития.

Благодаря явно провокационной гипотезе Кохрен и Харпендинг оказались в центре ожесточенных дебатов по поводу взаимосвязи коэффициента интеллекта и ДНК. Коллеги подвергали их регулярным насмешкам, а посетители форумов громили в интернете. Однако, как сообщает «Лос-Анджелес таймс», ученых начали приглашать для выступлений в синагогах и еврейских медицинских обществах, а затем предложили написать книгу. В итоге в начале 2009 г. в свет вышел труд этих двух американцев - «10 000-летний взрыв».

Ученые все чаще приходят к выводу о том, что предрасположенность человека к определенным стилям поведения (агрессия, готовность рисковать, разнообразные зависимости) заложена в генах. А вот предположение о повышенной врожденной интеллектуальности отдельных этнических групп вызывает у большинства неподдельное возмущение. Некоторые ученые видят в подобных теориях элементы расизма, недостойные серьезной научной дискуссии.

Исследование биологических предпосылок интеллектуальности превратилось в неблагодарную сферу научной деятельности. 15 лет назад научное сообщество едва не распяло Ричарда Херрнстайна за робкое предположение о том, что гены могут определять разницу в уровне интеллекта, наблюдаемую в различных этнических группах.

Тем не менее Кохрен и Харпендинг (не имеющие еврейских корней) сдаваться не собираются и утверждают, что ашкенази в целом (евреи - выходцы из Европы) отличаются необычайно высоким интеллектом. По данным психологов и специалистов в области образования, средний коэффициент IQ у евреев-ашкенази составляет 107-115. Эти показатели лишь незначительно превышают средний уровень интеллектуальности европейцев (100), но разброс показателей у ашкенази достаточно велик, что и приводит к необычно высокой пропорции гениев, представленных в данной этнической группе. Беспристрастная статистика гласит: при среднем коэффициенте IQ в группе на уровне 100 процент людей с коэффициентом, превышающим 140, составляет 0,4%, а при среднем показателе IQ в 110 уровень гениальности достигает 2,3%.

Евреи составляют менее 3% населения США. Тем не менее 25% всех Нобелевских премий, доставшихся американским ученым с 1950 г., получен евреями. Евреями являются 20% руководителей успешных компаний страны и 22% выпускников наиболее престижных университетов США (так называемой Лиги плюща), напоминают Кохрен и Харпендинг. «Люди с готовностью признают, что кто-то выше, а кто-то явно ниже ростом. Тем не менее никто не хочет согласиться с тем, что какая-то группа людей умнее», - сетует Кохрен.

В свое время Кохрена поразило то, что большинство наследственных заболеваний ашкенази вызваны сфинголипидами - жировыми молекулами, передающими сигналы нервной системы. Совпадение показалось ему невероятным. Действительно, уровень определенных недугов традиционно высок в генетически изолированных группах. Тем не менее всего 108 из 20 000 известных науке генов человека принимают участие в метаболизме сфинголипидов. Следовательно, вероятность наличия в популяции евреев-ашкенази сразу 4 дефектов таких генов составляет менее 1:100 000.

Обсудив эти данные, ученые пришли к выводу о существовании так называемого «гетерозиготного преимущества» (наличие в организме двух копий дефектного гена может привести к смерти, а присутствие только одной копии - весьма полезно).

Самым известным примером гетерозиготного преимущества считается анемия серповидного эритроцита, поражающая жителей Африки, обладающих двумя дефектными копиями гена гемоглобина В. В итоге их организм вырабатывает эритроциты, неспособные снабжать важнейшие органы кислородом. В то же время у людей только с одной копией данного дефектного гена вырабатывается стойкая невосприимчивость к малярии, что обеспечивает иммунитет от этой болезни.

По мнению Кохрена и Харпендинга, евреям-ашкенази вместо анемии серповидного эритроцита приходится бороться с другими недугами, а вместо иммунитета к малярии они получают повышенный коэффициент интеллектуального развития.Данная идея родилась не на ровном месте. Вопрос еврейской интеллектуальности волнует исследователей с 20-х годов прошлого века, когда только началось изучение наследственных недугов. Кстати, многие врачи того времени отмечали необычайную интеллектуальность таких пациентов.

Стоит ли повторять, что евреи внесли огромный вклад в развитие цивилизации на Земле? Уже то, что из иудейской религии вышли две крупнейшие религии мира христианство и мусульманство - уже бесспорная истина.

Вспомню имена великих евреев: Спиноза, Эйнштейн, физики Борн, Иоффе - отец русской физики, Ландау, Гинзбург. Математик Перельман. Художники Левитан, Шагал, скульпторы Антокольский, Эрнст Неизвестный. Писатели Фейхтвангер, Айзек Азимов, Веллер, Горин. Поэты Г.Гейне, Ходасевич, Мандельштам, Пастернак. Психолог Эрих Фромм. Финансисты Ротшильды. Шахматисты Ботвинник, Каспаров. Режиссер Спилберг. Композиторы Антон Рубинштейн, Гершвин.
Дипломаты сподвижник Петра Первого Шафиров, Генри Киссинджер. Люди сценического искусства: Раневская, Гердт, Гафт, Ролан Быков, Этуш, Райкин, Шифрин, Карцев, Утесов, Розенбаум, Макаревич.
Давид Копперфильд. Лиля Брик. Майя Плисецкая.

Это так, навскидку. Скольких я еще забыла? Не все из перечисленных гении, но талантливы бесспорно.

Не стану сейчас приводить список евреев Нобелевских лауреатов.

Почему же так часто встречаются таланты и гениальные способности у людей этой национальности? И зависит ли появление гениев и талантов от окружения?
Это мои рассуждения. Повторяю в каждой статье: никаких претензий на научность, на полное раскрытие темы.

Итак прежде всего отметим, что евреи - один из сохранившихся древних народов на земле. Кого еще я знаю? Армяне, китайцы, индусы.. всё? Наверное список шире.

Тысячелетние традиции народа - это великая ценность.

На формирование личности человека влияют генотип и фенотип. Генотип - это то, что передается в генетике. И у евреев она "богатая" за счет древности народа. Фенотип - это влияние окружения.

Говоря о евреях важно заметить одну особенность: у всех народов мира есть сказки, легенды, которые передаются, как правило, в устной форме и формируют особенности данного народа, то, что мы называем словом ментальность.

У евреев нет сказок. Вообще. Никаких. Их заменяют исторические события народа. Детям рассказывают о мудром Иосифе, красавице Эстер, праматерях и праотцах еврейского народа. И не просто рассказывают, а в Израиле могут отвезти и показать могилы прародителей.

В своем мышлении человек оперирует сознанием, но и существует то, что называют бессознательным. Никто толком не может объяснить механизм взаимодействия сознательного и бессознательного. Бессознательное - это та кладовка, в которую как-то попадает информация. И она может всплыть в нашем сознании в виде воспоминания, или того, что мы называем интуицией.

Кроме того существует коллективное бессознательное. Оно состоит из архетипов - моделей и образов инстинктивного поведения.
Архетипы - первообразы идеи. Считается, что коллективное бессознательное не разделяется на нации и расы, но восходит к глубине веков. А оттуда нам приветливо машет рукой еврейская нация!

Это лично мои выводы, не имеющие никакого научного обоснования, как впрочем и почти все в психологии, иронично заметила я.
И они состоят в том, что у евреев коллективное бессознательное прошло по прямой линии из прачеловечества. Создался, своего рода, накопительный эффект.

Но все это туманные рассуждения, возможно мной нахально притянутые за уши. А вот то, что, является истинной правдой.

Тора была дана Создателям еврейскому народу в виде Скрижалей Завета, выжженых огнем в камне и устной Торы. Она регулировала все стороны жизни евреев.

Вдумайтесь в этот факт: ПОЛТОРЫ ТЫСЯЧИ ЛЕТ евреи передавали из поколения в поколение текст Устной Торы. И только когда был разрушен Второй Храм, и наступила опасность рассеяния евреев, мудрецы решили записать Устную Тору. И это очень объемный текст.

Вообразите усилия народа, хранящего в памяти пятнадцать веков огромный текст!

Издревле в любой самой малой еврейской общине соблюдалась традиция обучения детей чтению Торы. Раньше был определенный сценарий, когда ребенка первый раз приводили в школу. Это возраст шесть лет, а начинали учить Тору на праздник Шавуот- праздник Дарования Торы еврейскому народу. Каждого ученика учитель на руках заносил в класс и сажал на его место. Много всего интересного было в этот день для ребенка, чтобы начало запомнилось как праздник приобщения к мудрости народа.

Со временем эти традиции ушли, но неизменно родители приводили шестилетнего мальчика в хедер, где его обучали еврейской грамоте. Каждый еврей обязан был уметь читать Тору. Ибо настанет час и уйдут его родители и это дело сына прочесть Кадиш, молитву по умершему. Это последняя честь умершему. И горе было тем, у кого не было сына!

Во время обучения многое заучивали наизусть, т.е. тренировалась память. Кроме изучения самого текста Торы читались комментарии мудрецов Торы, которые объясняли сложный и непонятный текст. Наиболее продвинутые ученики сами пытались критиковать мудрецов, находить свои объяснения текста, и эти объяснения должны были быть безупречно логичными и доказательными. Огромная честь и уважение оказывали тем, кто мог участвовать в дискуссиях толкователей Торы. И это бы стимул для народа в развитии мышления, логики.

В это время доблестью у других народов считалась удачливость на охоте, войне. Сравните способы развития наций.

Есть еще одно условие для проявления талантов и гениев из среды еврейского народа. Как известно два тысячелетия евреи жили в рассеянии среди других народов. И выявилась закономерность: чем выше уровень развития народа окружающего евреев, тем чаще и интенсивнее рождались гениальные евреи. И наоборот. Заметьте, что нет громких еврейских имен в странах Африки, в современных Иране, Ираке. Зато их очень много среди европейских стран.

Итак, постоянная тренировка мышления, памяти, логики на протяжении тысячелетий сформировала нацию, в среде которой часто появляются гениальные люди. И не менее важно окружение. Среди недостаточно цивилизованных народов гении не рождаются даже у евреев.

Выдающийся ученый и писатель Чарльз Мюррей предполагает, что рост интеллекта у евреев произошел из-за того, что иудаизм стал религией, в которой изучение и учение стали не менее, а даже более важным фактором, чем соблюдение религиозных ритуалов.

"Комментарий" (Commentary) - один из наиболее уважаемых и влиятельных ежемесячных журналов в Америке. У него сравнительно небольшой тираж - приблизительно 32 000, но его читают и почитают элитарные круги американских интеллектуалов. Когда я получаю очередной экземпляр, у меня тут же возникает чувство вины: я знаю, что не смогу прочитать его "от корки до корки" и буду откладывать непрочитанное "до лучших времен".

Но все-таки мне удается добраться до самых лучших статей, и в качестве примера серьезности и необычности публикаций этого журнала я хочу пересказать вам статью "Еврейский гений" Чарльза Мюррея, выдающегося ученого и писателя ирландско-шотландского происхождения из штата Айова. В своей статье он исследует удивительно интересный предмет: возможные причины интеллектуального превосходства евреев.

Автор подразделяет свое исследование на три темы: время и природа достижений евреев; повышенный IQ (коэффициент умственных способностей) у евреев как объяснение этих достижений; современные теории о приобретении евреями их повышенного IQ.



Самые очевидные достижения евреев относятся к религии: они породили монотеизм и христианство, которые существенно повлияли на развитие западной цивилизации. Но до первого тысячелетия нашей эры, когда центрами интеллектуального роста человечества были Греция, Китай и Южная Азия, евреи не упоминались в летописях, относящихся к философии, математике, естественным наукам или театру.

В своей книге "Человеческие достижения" Мюррей составил перечень "значительных личностей", живших в период с 1200 по 1800 годы, в который вошли те, кто был упомянут по крайней мере в половине источников области знаний, соответствующих их полю деятельности. Среди них значатся всего лишь семь евреев, из которых широко известны имена только двоих: Спиноза и Монтень .

Такое незначительное присутствие евреев среди "значительных личностей" в те времена объясняется их социальным и политическим изгнанием. В 1700-ые годы началась эмансипация евреев, которая была в основном завершена к 1870 году. Этот период представляет собой экстраординарный и неповторимый этап человеческой истории.

Между 1830 и 1870 годами, когда первые евреи, рожденные эмансипированными, достигли сорокалетия, в перечне "значительных личностей" появилось уже 16 евреев. В последующие четыре десятилетия, к 1910 году, их число возросло до 40. В течение следующих сорока лет, с 1910 по 1950, их число почти утроилось - до 114, несмотря на массовое истребление европейского еврейства!

Между 1870 и 1950 годами евреи достигли известности в литературе в 4 раза больше, в 5 раз больше в музыке и изобразительных искусствах, в 6 раз больше в химии, в 8 раз в биологии, в 9 раз в физике, в 12 раз в математике и в 14 раз в философии в пропорциональном соответствии к их численности. Евреи, составляющие всего 0,2% всемирного населения, получили 14% Нобелевских премий в первой половине 20-ого столетия, 29% во 2-ой половине, и, на сегодняшний день, 32% в начале 21-ого столетия.

Почему это происходит? Как только появились первые тесты по измерению IQ, оказалось, что у евреев он необычайно высокий. Конечно, цифры не полностью надежны, но обычно считается, что 110 - это средний уровень IQ для евреев. Учитывая стандартное отклонение в размере 15, получается, что процент евреев с IQ 140 и выше в шесть раз больше, чем среди всех остальных национальностей.

Для более высоких IQ расхождение еще больше. В 1954 году в школах Нью-Йорка было обнаружено 28 детей с IQ 170 и выше. 24 из этих 28 оказались евреями.

Исключительный интеллект не гарантирует выдающихся достижений. Существуют другие факторы, но интеллект, конечно, наиболее определяющий. Наугад выбранный еврей имеет намного большую вероятность обладания исключительным интеллектом, чем наугад выбранный член любой другой этнической или национальной группы. Все вышеприведенное - научные данные, но имеется много расхождений относительно того, как и когда появился у евреев этот повышенный IQ.

Важный фактор - генетика . Гораздо менее важные факторы - это высокий доход, присутствие книг, родительское влияние. Известно, что дети, усыновленные или удочеренные с рождения не достигают IQ своих приемных родителей. Имеются исследования, доказывающие, что приемные дети в еврейских семьях не имеют высокий интеллект, свойственный евреям, следовательно, ответ надо искать в еврейских генах.

Существует два популярных объяснения еврейских "интеллектуальных" генов: 1. естественный отбор, когда из преследуемых на протяжении веков евреев выживали только самые умные и сильные; 2. заключение браков по принципу предпочтения умственных способностей, когда ученые и дети ученых были наиболее желательными кандидатами в супруги. Проблема 1-го объяснения состоит в том, что ум и сила (раввинские знания и приверженность иудаизму) никак не могли быть факторами "выживания" в условиях насилия толпы. Напротив, наиболее успешные и видные люди были наверняка первой целью истребления.

2-ое объяснение - бракосочетание по принципу предпочтения умственных способностей также проблематично: богатые и успешные евреи - купцы совсем не стремились отдать своих дочерей за нищих ученых, чьи способности не имели никакой практической ценности.

В 2006 году крупнейшее научное исследование еврейского интеллекта показало, что высокий IQ - это прерогатива евреев-ашкеназов Северной и Центральной Европы, и вырабатывался он с 800 до приблизительно 1600 года нашей эры.

Авторы исследования пришли к выводу, что выбор профессии был главным фактором развития еврейского интеллекта. С 800 н.э. европейским евреям разрешалось заниматься только торговлей и финансами, для чего необходим развитый интеллект. Не евреи занимались в основном сельским хозяйством, где больших интеллектуальных способностей не требовалось. Экономический успех евреев привел к более низкой смертности в младенческом возрасте и развитию способностей, которые были необходимы в отданных им на откуп отраслях. Кроме того, смешанных браков в то время было очень мало, так что генетический код не "загрязнялся".

Сефардские и восточные евреи также занимались городскими профессиями. Но имеются доказательства, что они больше концентрировались на ремесленных отраслях, которые не требовали высокого интеллекта. Таким образом, у них повышенный интеллект не развивался, современные тесты в Израиле показывают, что IQ не-европейских евреев в основном равен IQ неевреев.

Привожу цитату из этого исследования: "Предложенный процесс отбора объясняет стереотип умственных способностей в евреях ашкенази: при высоко развитых риторических и математических способностях недостаток пространственно-визуальных способностей. Риторические и математические способности помогали средневековым бизнесменам преуспеть, тогда как пространственно-визуальные способности были им не нужны".

Мюррей не согласен с этой вполне приемлемой гипотезой: евреи, оставшиеся в исламском мире, показали чрезвычайно высокий уровень достижений в начале второго тысячелетия. Они не были ашкеназами, для которых тогда доступ к интеллектуальной деятельности был закрыт, они были сефардами на Иберийском полуострове, в Багдаде и других исламских центрах. После того, как их изгнали в 1400-ых годах, сефарды достигли многого в тех странах, где они обосновались. Некоторые историки считают, что упадок Испании и расцвет Нидерландов обязаны переселению евреев из одной страны в другую. В Англии потомки сефардов также внесли большой вклад в развитие страны, лучший пример тому - БенджаминДизраэли .

Мюррей объясняет более высокий IQ ашкеназов по сравнению с сефардами в настоящее время тем, что хотя все евреи повсюду имели более высокий интеллект на уровне приблизительно 1000 годов н.э., впоследствии у евреев ашкеназов этот уровень пошел вверх, а у сефардов уменьшился. Мюррей предполагает, что рост интеллекта у евреев произошел из-за того, что иудаизм стал религией, в которой изучение и учение стали не менее, а даже более важным фактором, чем соблюдение религиозных ритуалов.

Он говорит, и с ним согласны подавляющее большинство ученых, что в начале нашей эры приблизительно 80-90% всех евреев были заняты в сельском хозяйстве, но уже к XI веку это число снизилось до 10-20%. Мюррей предполагает, что миграция евреев из сельских местностей в города была результатом указа, изданного в 64 году н.э. палестинским мудрецом - раввином Йошуа бен Гамла . Этот указ обязывал всех детей мужского пола, начиная с 6 лет, пройти универсальное обучение, и претворялся в жизнь практически неукоснительно. Поэтому евреи стали единственными среди всех остальных народов мира, получившими уникальную возможность овладеть грамотой и арифметикой.

Образование было очень ценным фактором в городской среде, но мало чего стоило в сельском хозяйстве. В течение столетий евреи тянулись в города, чтобы заниматься торговлей.

Между I и VI веками н.э., всемирное еврейское население уменьшилось с приблизительно 4.5 миллионов до 1.5 миллиона. Около миллиона евреев погибли в римских восстаниях, другие были насильственно вынуждены перейти из своей веры в другую. Но, тем не менее цифры никак не приближаются к трем миллионам исчезнувших евреев. Куда они исчезли?

Одно из приемлемых объяснений - это то, что евреи, оставшиеся фермерами, не получили никаких преимуществ от образования и ушли из иудаизма. Более того, с разрушением Храма, иудаизм стал религией, сконцентрированной на изучении Торы в децентрализованных синагогах и молельных домах. Раввины и преподаватели Торы стали лидерами общин. Все еврейские мужчины, для поддержания своей веры должны были читать и понимать то, что они читали, не только про себя, но и вслух, в присутствии других.

Они были должны быть грамотными, они были обязаны обучать своих сыновей. Короче говоря, хороший еврей должен был быть интеллектуалом. Мюррей предполагает, что те, кто не могли справиться с требованиями, предъявляемыми иудаизмом к их интеллекту, уходили из иудаизма, в то время как оставшиеся продолжали развивать свой интеллект

Мюррей спрашивает: означает ли вышесказанное то, что до 1 века н.э. интеллектуальный уровень евреев был обычным? Вавилонское изгнание является добавочным, но исторически более ранним фактором в росте интеллекта евреев. Нам известно из Торы, что Навуходоносор "выселил весь Иерусалим, и всех князей, и все храброе войско - десять тысяч было переселенных, - и всех плотников и кузнецов; никого не осталось, кроме бедного народа земли" (4-ая Книга Царств - 24:14). Столетие спустя, когда изгнанники возвратились, они обнаружили, что большинство оставшихся перешли в другие религии. Возвратившиеся же потомки элиты оказались намного сильнее в интеллектуальном отношении, чем потомки оставшихся.

В заключение хочу привести два заключительных абзаца из исследования Чарльза Мюррея, которые мне пришлось сократить: " … я стою безоружным перед неизбежным вопросом, который зададут мне эволюционные психологи: "Каким образом именно это племя уже в Моисеево время, жившее в той же самой среде, как все другие кочевые и аграрные народы Ближнего Востока, могло развить высокий интеллект, тогда как другие этого не смогли?

Тут я беру на себя смелость ответить гипотезой, которую еще никто не смог опровергнуть: евреи - это избранный Б-гом народ".

Мы познакомили вас с исследованием Чарльза Мюррея, а какие выводы из него делать, доверять ли ему и в какой степени, предоставляем вам - на то евреи и есть интеллектуальный народ.

Почему евреи умные

Предисловие

Считается, что евреи – умный народ.
В юности мне, воспитанному на принципах пролетарского интернационализма, такая постановка вопроса сильно бы не понравилась – все народы должны быть одинаково умными и талантливыми.
Однако практическая жизнь доказывает, что все народы разные – кто-то хорошо играет джаз и в баскетбол, другой – прекрасный дизайнер и музыкант, третий – отличный ученый и инженер, четвертый – прирожденный торговец, пятый – воин, шестой – лидер и организатор и далее по списку.
Из этого следовало, что какой-то народ может быть умнее остальных. И даже не может, а должен. Достаточно провести тесты и исследования, собрать статистику и определить победителя.
Но мысль эта кажется какой-то кощунственной.
Почему же? Ответ оказался простым:
Наш вид называется Homo Sapiens Sapiens – Человек Разумный Разумный. Ум – ключевой признак, отличающий нас от остальной живой природы. И все люди понимают это на сознательном или подсознательном уровне.
Из этого следует простой вывод: признать, что один народ умнее другого, означает признать, что один народ – "сверхлюди", а другой – "недочеловеки".
Именно поэтому человечество, пережившее ужасы фашизма и вступившее в эпоху политкорректности, инстинктивно уходит от вопроса об уровне интеллекта разных народов.
Но простые выводы не всегда являются правильными.
Люди, строя крупные поселения и объединившись в большие племена, противостоят уже не окружающему дикому миру, а соседним народам – начинается человеческая история.
А в законах человеческой истории средний уровень интеллекта народа играет не главную, и даже не вторую роль.
В течение мировой истории разные народы достигали феноменальных успехов благодаря разным качествам – склонности к лидерству, воинской доблести, организованности, трудолюбию, предприимчивости, плодовитости и т.п. Умные люди тоже были нужны, но в очень небольших количествах.
Вывод: если один народ в среднем умнее другого, это совершенно ничего не решает в соревновании между ними. В конкуренции между народами ключевую роль играют совсем другие факторы. При этом проигравшими могут оказаться как раз умные "сверхлюди".
А требуемая горстка умных людей есть в любом народе. В крайнем случае, можно занять у соседей.
Поэтому надо спокойно, рационально, с научной точки зрения разобраться в вопросе уровня интеллекта, как одной из многих равноценных характеристик человека.

Статистика по Нобелевским лауреатам:

Отрасль
Общее количество
Количество евреев
Доля евреев

Экономика
32
11
34,38%
Физиология и медицина
155
42
27,10%
Физика
140
35
25,00%
Химия
116
19
16,38%
Художественная литература
89
11
12,36%
За мир
75
6
8,00%
Итого:
607
124
20,43%

Арон Черняк, "Нобелевские премии и еврейство"

Если же отбросить премии по художественной литературе и за мир, в которых оценивается не столько сила интеллекта, сколько другие способности, то доля евреев вырастает до 24,15%.
Среди чемпионов мира по шахматам процент евреев еще выше.
К сожалению, по математике Нобелевская премия не присуждается. Рискну предположить, что доля евреев в математике была бы где-то между экономикой и физикой.
При этом евреи составляют 0,25% населения Земли и 3% населения США.
Согласитесь, такой феномен требует научного объяснения.
Также есть данные, что евреи умнее других людей генетически (Исследования Стивена Волкли из Albert Einstein College of Medicine).
Эта вполне банальная прелюдия подводит нас к главному вопросу:

А почему евреи умнее?

Уже доказано что все живущие на Земле люди имеют общего предка, жившего 100 – 150 тысяч лет назад.
Так когда и как произошло и закрепилось отклонение евреев от среднестатистического землянина?
Есть несколько разных ответов на этот вопрос:

1) Религиозный – Бог избрал евреев и наградил их всяческими талантами.
Такой ответ устроит многих людей, но не меня – я не религиозен и предпочитаю искать материалистические ответы.

2) "У евреев более высокий коэффициент умственного развития по причине длительных преследований, которые вынуждали их оттачивать интеллект, чтобы выжить" (The Natural History of Ashkenazi Intelligence ("Естественный путь развития умственных способностей европейской ветви евреев") - Генри Харпендинг и Грегори Кочран).
К сожалению, всей статьи не нашел, но данная фраза – полная чушь. Если отец всю жизнь оттачивает свой интеллект, чтобы выжить, то это совершенно не означает, что у него родится сын более умный, чем он сам.
Вот если бы из трех сыновей в результате преследований выживал лишь самый умный, тогда да. Но я не представляю, как такое можно доказать.
К тому же, евреи были умными и до того, как они поселились в Европе. Нелишне напомнить, что это они придумали монотеизм, алфавит, написали Ветхий и Новый Заветы, дали целую плеяду пророков от древнейших времен до Иисуса, а также распространили христианство, и, что самое поразительное, сумели сохраниться как народ в течение 4000 лет.

3) Все семиты умные, вот и евреи умные.
На первый взгляд, похоже. Цивилизация зародилась в древних семитских государствах Шумера, Египта, Вавилона, Ассирии и Финикии. Вся древняя мудрость была сосредоточена в этих государствах.
Однако все они застыли в своем развитии на определенном уровне и не смогли подняться выше. Эстафету цивилизации подхватили уже арийские народы – греки и римляне.
Арабские племена, создавшие гигантскую империю ислама в VII веке, также ничего существенного (кроме собственно ислама, сказок “Тысячи и одной ночи” и Омара Хаяма) в мировую цивилизацию не привнесли.
Получается, что семиты в целом не умнее древних греков, ставших основоположниками современной науки.

Но ведь арабы Ближнего Востока и Саудовской Аравии – ближайшие родственники евреев. Следовательно, феномен еврейского интеллекта проявился совсем недавно, после разделения арабов и евреев на отдельные народы.
Стоп! Но ведь в Ветхом Завете подробно описано как произошло это разделение.
И вот тут я попал – именно в Ветхом Завете детально описано, почему евреи умные…

19 ВОТ ПОВЕСТЬ ОБ ИСААКЕ - АВРААМОВОМ СЫНЕ - И О ЕГО ПОТОМКАХ.
У Авраама родился сын Исаак.
20 Сорок лет было Исааку, когда он взял в жены Ревекку ‚ дочь Бетуэла арамея из Паддан-Арама; она была сестрой Лавана арамея.
21 Исаак молился ГОСПОДУ о своей жене (она была бесплодна), и ГОСПОДЬ внял его мольбе: Ревекка забеременела.
22 Но сыновья у нее в животе начали драться друг с другом.
- Так ‚ - промолвила Ревекка‚ - что же это меня ждет??
И пошла вопросить ГОСПОДА.
23 ГОСПОДЬ ей сказал:
- Два народа в твоей утробе‚ два племени выйдут из чрева твоего. Один одолеет другого‚ и старший младшему станет слугой.
24 Подошел срок - и родились два близнеца.
25 Первый вышел на свет рыжий и весь волосатый, как звериная шкура; его назвали Исавом.
26 Следом‚ уцепившись ручкой за пятку Исава‚ появился другой; его назвали Иаковом. Шестьдесят лет было Исааку, когда они родились.
27 Мальчики выросли. Исав стал ловким охотником‚ человеком полей‚ а Иаков - тихим домоседом.
28 Их отец Исаак любил есть дичь‚ а потому оказывал предпочтение Исаву‚ но мать, Ревекка, больше любила Иакова.

Вот так описано рождение двух племен в Библии.
От Иакова пошло 12 колен израильских, потомство Исава стало называться эдомитянами.
Есть весьма спорное мнение, что европейцы – потомки эдомитян, но логичнее считать, что эдомитяне влились в арабский народ.
Главным же родоначальником арабов считается Измаил, дядя Исава и Иакова.
Иаков был очень умный, хитрый и честолюбивый человек:
* он обладал качествами пророка: часто разговаривал с Богом и однажды даже боролся с ним и победил, после чего Господь назвал его Израилем – борящимся с Богом. Такого не было ни до него, ни после;
* Он добился того, что Исав поклялся отдать ему право быть первенцем;
* Хитростью добился предсмертного благословления от слепого отца;
* Он честно трудился пастухом на своего тестя Лавана и сумел многократно преумножить его стада;
* Он придумал, как получить от Лавана богатые стада коз и овец;
* Хитростью сумел уйти с этими стадами на родину, а затем помириться с Лаваном;
* Сумел помириться с Исавом, хотя изначально Исав хотел убить Иакова;

Вам никого не напоминают все эти дела?
Да, за эти 4000 лет евреи совсем не изменились.
Но это и не удивительно, ведь все они являются прямыми потомками одного единственного мужчины – гениального палестинского пастуха Иакова – Израиля.
Попробуем оценить вклад ветхозаветных персонажей в создание древнееврейского народа.
Внуки Иакова вместе с родителями, бабушками и дедом переселились в Египет. Все они перечислены в книге Бытия, согласно которой у Иакова был 51 внук и 1 (одна) внучка – дочь Асира по имени Серах.
Еще упомянуты 4 правнука.
Также вспомним, что у самого Иакова было 12 сыновей и 1 (одна) дочь – Дина.
Почему же упомянуто так мало девочек?
Вероятнее всего, евреи девочек вообще не считали. Дину упомянули лишь по той причине, что из-за нее случилась война с хиввеями.
Серах больше не упоминается ни разу. Видимо, с ней тоже была связана какая-то история, не попавшая в текст Ветхого Завета.
Логично предположить, что внучек Иакова, ушедших в Египет, было столько-же, сколько и внуков.
В Египте же смешанные браки были сильно затруднены.
Цивилизованные египтяне, чтобы не оскверниться, даже не ели вместе с дикими кочевниками с Севера. Евреи же презирали египтян из-за их политеизма, незнания истинного бога, а также, ясное дело, из-за своей богоизбранности.
Внуки и внучки Иакова переженились между собой и дали миру народ, 25% крови которого – кровь Иакова – Израиля.
Справедливости ради надо отметить, что и Лаван, отец обеих официальных жен Иакова, тоже был не лыком шит. Он быстро понял, что Иаков очень умен и удачлив в делах. И Лаван сумел перехитрить Иакова – отдать за него обеих своих дочерей.
Иакову же нужна была только красавица Рахиль и он отработал за нее на Лавана 7 лет. В результате ему пришлось взять в жены также некрасивую Лию и, мало того, еще и отработать за нее следующие 7 лет.
Кроме того, Лаван был родным братом матери Иакова, Ревекки.
А Ревекка, судя по всему, была неординарной женщиной:
* Отец Иакова, Исаак, никакими особыми способностями не отличался. Исав пошел в отца – он был вполне ординарным человеком.
Получается, что своими талантами Иаков обязан своему выдающемуся деду Аврааму и матери Ревекке. Это косвенно подтверждается и тем обстоятельством, что Исаак больше любил Исава, а Ревекка – Иакова.
* Именно Ревекка придумала, как Иакову обманом получить благословение отца и как потом спастись от гнева Исава.
* Ревекка задает вопросы Господу и тот отвечает ей, а с Исааком такого диалога нет. Книга Бытия лишь отмечает без всяких подробностей, что после смерти Авраама Господь благословил его сына Исаака. Получается, что язычница Ревекка, узнавшая Господа лишь по причине того, что вышла замуж за Исаака, была ближе к Господу, чем сам Исаак.
Также следует отметить, что Господь являлся к Лавану, хотя тот был язычником.
Лия и Рахиль стали бабушками 35 внуков Иакова из 51. Остальные 16 внуков – от их служанок. Таким образом, доля крови хитрого и мудрого арамея Лавана в древних евреях = 100% * 35/8*51 = 8,6%.
Про женщин, создавших древний еврейский народ, практически ничего не известно. Это:
* Жена Лавана. Имя неизвестно – 8,6%.
* Служанки Лии и Рахили – Зелфа и Валла: 100% * 16/4*51 = 7,8%.
* Жены сыновей Иакова – 50%. Известно лишь, что:

1. Матерью Шаула (сын Симеона) была ханаанеянка.
2. Матерью Манассии и Ефрема (сыновья Иосифа Прекрасного) была египтянка Аснат‚ дочь гелиопольского жреца Поти-Перы.
3. Матерью Шеллы (сын Иуды) была дочь Шуа, ханаанея.
4. Матерью Пареца и Зараха (сыновья Иуды) была Фамарь (в Торе – Тамар) – весьма целеустремленная и решительная женщина.

Следует отметить, что брак еврея с женщиной из другого племени – это исключение, при этом в тексте явно указывается из какого она народа.
Кто такие ханаанеи?
В понимании Ветхого Завета – это коренные жители Ханаана (позже эти земли стали называться Палестиной), местные, в отличие от древних евреев, осознающих себя пришельцами из Северной Месопотамии.
Выяснить, к какому племени принадлежали ханаанские жены Симеона и Иуды, невозможно – в те времена в Ханаане жило много разных племен.
Однако можно предположить, что они были хеттянками – именно местных хеттянок взял себе в жены Исав.
Хетты – индоевропейский народ, так что евреи смешивались с предками европейцев уже с библейских времен.
Фамарь и остальные жены сыновей Иакова, скорее всего, были из родни Иакова – потомков его двоюродного деда Нахора, живущих в Северной Месопотамии, и потомков его дяди Измаила, живущих по – соседству.
Нам кажется неестественным брак с родственницами, но для ветхозаветного еврея – это норма.
Эту традицию для евреев узаконил сам Авраам:

“И сказал Авраам своему старшему рабу - тому‚ кто управлял его домом и хозяйством:
- Коснись моего бедра и поклянись ГОСПОДОМ, Богом небес и Богом земли, что не женишь моего сына на местной девушке,
на ханаанеянке, а пойдешь в мою страну, к моим родным, и оттуда приведешь жену для Исаака.”

Вот примеры:
* Нахор женился на своей племяннице Мильке.
* Исаак женился на своей двоюродной племяннице Ревекке
* Иаков женился на своих двоюродных сестрах Лие и Рахили.
* Исав взял в жены двух хеттянок. Вскоре он понял, что это не понравилось его родителям, и он взял в жены еще и дочь Измаила Махалат, свою двоюродную сестру.

Допустим все же, что за эти тысячелетия евреи разбавились наполовину.
Но и восьмая часть крови гения продолжает давать феноменальный уровень талантов, характерный для евреев.
Происхождение от одного гения приносит евреям не только сладкие плоды. Среди них довольно много некрасивых и плохо сложенных людей – это результат близкородственного смешивания.
Как же произошло такое уникальное событие, что от одного мужчины произошел целый народ?
Его Величество Случай кинул свои кости, и … на Ближнем Востоке случилась засуха.
Весь род Иакова в количестве 66 человек ушел от голодной смерти в Египет и осел в дельте Нила.
Выяснилось, что сын Иакова талантливый Иосиф Прекрасный, который считался погибшим, жив и стал помощником фараона (характерная ситуация, не правда ли?).
Иосиф, естественно, создал своему клану режим наибольшего благоприятствования. На благодатной нильской дельте евреи стали ускоренно размножаться, не смешиваясь ни с египтянами, ни с другими народами.
Когда Иосиф умер, евреев начали притеснять. Но евреи продолжали ускоренно размножаться.
Через четыреста тридцать лет евреи ушли из Египта. Это был уже крупный для своего времени народ.
Таким образом, благоприятные условия жизни в дельте Нила, старательность еврейских женщин и запрет на смешанные браки, как со стороны евреев, так и со стороны египтян и вызвали это феномен.
Дальнейшие события привели к тому, что вместо страны Израиль, основанной всеми 12 коленами евреев, бежавшими из Египта, осталось лишь небольшое государство Иудея, в котором жили евреи, считавшие себя потомками Иуды, благословенного четвертого сына Иакова от Лии.
Поэтому евреи и называют себя иудеями: на иврит - йегудим, на идиш - йид или айид, похожее название евреев есть во многих языках.
Так же называли евреев и в царской России – жид, но нашим пламенным революционерам показалось почетнее называть себя евреями.
Однако все это не является поводом считать предком евреев только Иуду. Очевидно, что за 430 лет компактного и замкнутого проживания в Египте (а это не менее 17 поколений) все 12 колен израилевых смешались в однородную нацию, и деление на колена стало чисто формальным.
Бывали ли похожие случаи в мировой истории?
Бывали.
Чингисхан отличался очень большой любвеобильностью и возможностями в этой области. Считается, что его кровь есть примерно у 20 000 000 человек на территории Азии.
Но сказать, что есть народ, который основал только Чингисхан, невозможно. Вследствие ассимиляции его гены сильно разбавились.
Были ли такие ситуации в доисторическое время?
Многие народы в своих мифах и сказках ведут свой род от одного мужчины. Скорее всего, такие ситуации бывали часто.
Современные генетические исследования показывают, что бывали времена, когда численность наших предков кроманьонцев не достигала и 2000 человек. При этом отдельные группы людей могли быть изолированы друг от друга на долгие века.
В таких условиях один мужчина мог стать, также как и Иаков, родоначальником многочисленного племени.
Но чаще всего такой мужчина был или ярким лидером, или очень сильным, или самым агрессивным.
Уникальность случая с Иаковом в том, что он не был ни сильным, ни агрессивным и не лидером. Зато он был очень умен, хитер, честолюбив, что и передалось его потомству.
Я убежден, что аналогичные редкие случаи и привели к качественному росту интеллекта кроманьонца, который стал спусковым крючком для развития цивилизации.
Этими же факторами можно объяснить разницу в уровне интеллекта жителей разных географических регионов, например Южной Африки и Западной Европы.